«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать…» Это строки из завершающе – ключевого стихотворения азбуки, по которой меня в детстве учили читать. Да, что греха таить, все мы хотим как можно быстрее обучить детей грамоте. Причин несколько. Посредством чтения расширить кругозор малыша, подготовить к школе, себе облегчить работу (не мы ребенку читаем, а он сам), да и похвастаться можно: «Мой – то, в три года уже сказку «Колобок» сам прочел!»

Когда можно приступать к обучению чтению?

Начинать следует только в том случае, когда устная речь ребенка достаточно развита, и он говорит развернутыми предложениями. Хорошо сформирован и фонематический слух. Малыш отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове и отделяет его от соседнего. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, то следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.

Нужно учитывать индивидуальный ритм по освоению нового материала. Предположим, ребенку исполнилось четыре года, особых проблем с речью нет, и вы начинаете его обучать чтению, но дальше первых страниц азбуки продвинуться не можете. Вы злитесь, малыш нервничает. Отложите обучение на несколько месяцев, возможно, ваш ребенок психологически еще не созрел для методических занятий. Потом вы удивитесь, когда малыш самостоятельно за один раз прочтет то, над чем до этого вы «корпели» несколько уроков.

Какую выбрать методику?

Ниже будут рассмотрены несколько наиболее известных, «ходовых» методик по обучению чтению. Так какую же выбрать? Исходите из психологически–эмоционального склада характера вашего ребенка. Учитывайте его ведущую модальность. Кто он: кинестетик, визуал, аудиал, дигетал. (Этим занимается нейро-лингвистическое программирование – НЛП). Насколько вы сами готовы к обучению своего ненаглядного чада азам чтения. Многие обучающие методики требуют не только больших затрат времени, но и скрупулезной подготовки дидактического материала (кубики Зайцева, шершавые карточки Монтессори, карточки Домана).

Букварь (Н. С. Жукова)

Даже при беглом ознакомлении с букварем, в глаза бросается два важнейших аспекта. Во–первых, букварь построен по четкому принципу от простого к сложному, во-вторых, книга подготовлена для самостоятельного прорабатывания, внизу страницы есть текст для родителей: на что обратить особое внимание, самим ничего придумывать не надо, открыл разворот, тут и забавно-веселая картинка, новая буква, и слоги для прочтения, плюс еще текст для мамы с папой, как осваивать новую букву. Книги выпускаются разного формата, все великолепно иллюстрированы. Буквари формата А6 удобно брать с собой в дорогу, на прогулку.

Важный момент уделяется такому сложному навыку, как соединение двух букв. Нам, взрослым, так легко связать две буквы, а ребенок по привычке произносит их членораздельно. Вместо «ма», он выговаривает «м, а». Жукова предлагает такой принцип соединения букв: «Указывая карандашом первую букву «А», передвигаем карандаш ко второй букве «У», предложите ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с мальчиком не добежишь по дорожке до второй буквы». На многих страницах вы будете видеть бегающего мальчика от одной буквы до другой.

Для закрепления навыка слитного прочтения слогов, на каждой странице даны столбики слогов. Хочешь по вертикали, хочешь по горизонтали или в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так удачно, что ребенок и не заметит, что читает уже самостоятельно и внятно большие «куски» текста.

Азбука (О. Жукова)

Этот плодовитый автор выпустил несколько «узкоспециализированных» азбук, и все они хороши. Это красочно иллюстрированные книжки, написанные легко и с юмором, нет ощущения, что это учебник. Ощущение, что берешь в руки очередную детскую книжку, начинаешь ее читать вместе с ребенком и оказывается, что к концу совместного чтения, малыш овладел грамотой, он научился читать! Автор каждую букву наделяет характером. Например, буква «и» - сердита, буква «э» всех дразнит. А знаете почему? Потому что при ее произношении надо открыть рот, высунуть язык и сказать: «Э-э-э…»

В «Азбуке для девочек» Олеся Жукова в качестве дидактического материала использует рисунки тех предметов, которые так любит женский пол. При изучении буквы «В» идет набор картинок и слов: воротник, волосы, веер, варежки, веснушки. На страничке с буквой «К» разместились: колечко, корона, каблуки…

В «Азбуке для мальчиков» собраны рисунки с «мужской» тематикой.

«Азбука для малышей с крупными буквами». Книга оправдывает свое название, шрифт действительно не мелкий. Но азбука интересна не этим, а необычным принципом подачи материала. Знакомство с процессом чтения начинается с рассматривания картинок. Под каждой картинкой слово – понятие, с которым ребенок встречается в повседневной жизни: парк, школа, стадион, рынок… Сохраняя тот же принцип: картинка плюс слово, начинается детализация: книга, жук, кот…

Затем знакомство с глаголами: бежит, спит, ест… Потом исходные составляющие объединяются в картинку - предложение. Ребенку задание: под изображением вместо точек вставить нужное слово. «Мишка любит…» вписывается слово «мед». «В банке плавает…» (рыба). После этого идет знакомство с буквами. Сначала аудиально, взрослый называет букву, затем задания на кинестетику. Букву, с которой знакомится ребенок, нужно вылепить из пластилина, потом ее выложить из подручного материала: из кусочка веревки, клубники, фасоли…

Только после того, как буква освоена пальчиками, ребенок учится ее читать в слогах, в словах. Слова разбиты на слоги. Если буквы читаются слитно, то они соединены дугой, если буква читается отдельно, под ней стоит точка.

Книга полностью оправдывает свое название не только размером шрифта, но и возрастной категорией, на которую рассчитана. Читать по ней можно с двух, трехлетнего возраста.

ЕГЭ «Большая книга для самых маленьких»

Книга с таким пугающим названием (ЕГЭ расшифровывается, как Единый Государственный Экзамен) представляет красочную книжку большого формата, поделенную на пять тематических разделов: «Учимся считать", "Учим буквы", "Развиваем мелкую моторику", "Изучаем окружающий мир", "Развиваем память и воображение".

К заявленной теме ребенка подводят исподволь. Например, раздел «Учимся считать». Сначала идут задания: нужно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Какая крыша у самого низкого домика?», «Кто держит самый узкий флажок?», «Какая игрушка стоит слева от флажка?» «Найди одинаковый узор», «Каких предметов поровну?», «Чего больше - ключиков или замочков?» Ребенка учат анализу, сопоставлению, сравнению, не спеша подводят к понятию счета и вводят в мир цифр.

В разделе «Развиваем мелкую моторику» задания на работу с карандашом: обвести пунктирно нарисованную букву, заштриховать фигуры, раскрасить картинки. Здесь собраны задания на прописи. Но прописи - не обычные «палочки и крючочки», а продуманный плавный переход от рисования знакомых предметов: корабликов, мячиков, вишенок, к прописным буквам. Ощущение, что вы играете с малышом, рассматриваете картинки, выполняете несложные задания, а в результате ребенок, не напрягаясь, выучивает буквы, цифры и расширяет свой кругозор.

Детский сад: день за днем

Это большая серия книг разных авторов. Книги выходят в мягком переплете. Их удобно брать в дорогу и заниматься по ним в парке, в очереди, в транспорте. Это даже не книги, а рабочие тетради, где нужно писать, обводить, штриховать, соединять.

Над этой серией работали талантливые авторы и художники. Помимо текста и картинок, они сумели вложить в книги какой-то «ученический драйв». Его можно почувствовать, полистав эти книжки - брошюрки. Задорные иллюстрации, веселый ненавязчивый текст, разбавленный стихотворными строчками. Например, загадка на букву «Е». «Немытое в рот ни за что не возьмет. И ты будь таким, как чистюля - …» (Енот)

Каждый ребенок индивидуален, что-то ему дается легко, а на чем-то он «стопорится». Есть навыки, которые нужно прорабатывать дополнительно. Серия «Детский сад: день за днем» рассчитана на то, что ребенок уже овладел основными навыками и умениями, теперь настало время их проработать более детально, уделив внимание тому, что дается с трудом. Выбор книг огромен и позволяет подобрать тематические задания под возраст и развитие любого малыша. Вот несколько названий книг, вышедших в этой серии:

«Читаем и играем»

«Учимся рисовать и готовим руку к письму. Лучшие упражнения для детей 6 – 7 лет»,

«Я расту, я учусь. Развивающая тетрадь для мальчиков. 5-6 лет».

«Учимся быть внимательными. Найди сходство и различие. 4-5 лет».

«Учимся определять время. День, неделя, месяц, год. 4-5 лет».

«Знакомимся с простыми фигурами. Различаем форму предметов. 3-4 года»

«Готовимся к школе. Развиваем моторику руки».

«Расширяем словарь малышей. Для детей 4-5 лет» . «Развиваем координацию движений руки. Веселые рисунки. 5-6 лет».

Методика Зайцева

Есть удивительная методика обучения чтению без азбук и букварей, основанная на любимейшем занятии детей – игре, игре в кубики. Николай Зайцев разработал складовой принцип обучения, уйдя от звукобуквенного анализа. Ребенок запоминает слоги, а не отдельные буквы, что ускоряет и облегчает учебный процесс.

Обучение чтению строится на кубиках, настенных таблицах и… попевках. Родители, желающие приохотить чадо к чтению, должны купить в специализированном магазине набор заготовок, из которого склеиваются кубики. По стенам нужно развесить входящие в набор таблицы, а затем приступить к освоению методички и заучиванию кассет с попевками. «Обучение чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него», - так считает Николай Зайцев.

Обучающие кубики отличаются не только от обычных, но и друг от друга. В наборе есть кубики большие и маленькие, тяжелые и легкие, "железные", "деревянные", "золотые". Одни звенят, другие гремят, третьи постукивают. Например, "железные" и "деревянные" - это глухие и звонкие склады. Наполнены они крышечками от пива, кока-колы, кусочками дерева, фасолью. При изготовлении дидактического материала нужно строго придерживаться инструкции. Например, написано, в кубик со складом «И» нужно запихнуть восемь крышечек, значит, именно восемь и ни как иначе.

Кубики показываются ребенку, и тот слог, который виден малышу пропевается, затем другая грань показывается, и слог снова мелодично поется. Так последовательно малыш знакомится со всеми слогами, которые нарисованы на кубиках и одновременно запоминает, как каждый кубик звенит. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Затем, обводя указкой слоги на плакате, малыш учится письму.

Не надо забывать, что в кубики можно играть. Ребенок, строя башни, возводя мосты и туннели, перебирая кубики, невольно фиксирует взгляд на слогах, что нарисованы на них и одновременно слышит их звучание, (включаются разные каналы восприятия), и машинально запоминает их.

Можно придумать с десяток обучающихся игр. Малыш мечтает стать космонавтом, он создает космическую станцию. Ракету он строит из кубиков со слогами «ра», «ке», «та», дорогу к межпланетной обсерватории выкладывает кубиками «до», «ро», «га». Девочка, укладывая спать кукол в кроватки, составленные из кубиков Зайцева, напевает им колыбельную, воспроизводя знакомые напевки, или читая слоги на кубиках. Можно ассоциировать игрушки со слогами. Вот плюшевый медвежонок, к нему подходит кубик со слогом, звучащий глухо, тяжело. А вот зайчишка – попрыгунчик, на какой кубик его посадим?

Методика Зайцева хороша на определенном этапе, когда идет интенсивное обучение чтению, из слогов складываются слова. Затем нужно переходить к чтению по книжкам серии «Читаем по слогам», «Прочел, раскрась». Иначе дети могут привыкнуть читать только по кубикам, не воспринимая или даже пугаясь текста в книжках, где повествование идет длинными предложениями, шрифт ровный, гласные и согласные неотличимы по цвету.

Методика Монтессори

Особенностью этой методики является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Мария Монтессори обосновывает это тем, что мелкая моторика рук развивает речь, нервные окончания пальцев, стимулируют речевые центры в коре головного мозга. Поэтому обучение чтению начинается с накопления сенсорного опыта. Дети лепят из пластилина прописные буквы, выкладывают из них слоги и слова, затем используют вырезанные прописные буквы из шершавой бумаги, карточки с наклеенными шероховатыми буквами, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв. Учатся составлять слова из "подвижного алфавита". Гласные буквы вырезаны или слеплены из красного материала, согласные – из синего. В дальнейшем используются карточки со слогами. Играют дети и в игру «Угадайка», завязав глаза, дотрагиваясь до букв, угадывают их.

Следующий этап - глядя на уже знакомые буквы, ребенок прописывает их на дощечке и уж потом воспроизводит на бумаге, вслух проговаривая то, что пишет.

Для закрепления навыка чтения по методу Монтессори воспользуйтесь набором книжечек. Одна из них предназначена для родителей и содержит методические указания и упражнения, объясняющие, как происходит обучение чтению и письму, какие шаги предпринять, чтобы помочь ребенку научиться читать осознанно.

Предложенные упражнения направлены на подготовку руки к письму и знакомству с написанием букв и их произношением. Остальные девять маленьких книжек адресованы детям. Это хороший материал для первоначального чтения. Главное достоинство этих книжек в том, что ребенок сможет их прочесть самостоятельно. Слова простые, написаны крупным шрифтом, по несколько слов на странице. Картинки крупные, но не яркие, не отвлекающие от чтения.

Азбука (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько)

По этой азбуке мы обучались чтению, возможно, что и наши дети будут учиться, когда пойдут в первый класс. Эта азбука не для самостоятельной проработки. До двадцать пятой страницы идут сюжетные зарисовки, к ним картинки предметов, которые надо использовать при описании сюжета. Обучение чтению начинается со звукобуквенного анализа и составления схем слов. Согласитесь, малышам дошкольного возраста такие задания малоинтересны и сложны. В азбуке встречается мало слов, разбитых на слоги. Все тексты «целиковые», без слоговой разбивки и неясен промежуточный этап, как ребенку от чтения слогов перейти к полновесному чтению предложений.

Азбука заканчивается хорошей подборкой текстов и стихов.

Преподавательская деятельность расписана поурочно в отдельном методическом пособии «Поурочные разработки по обучению грамоте и письму».

Русская азбука (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов)

Учебный материал излагается точно так же, как и выше упомянутой азбуке, но в сказочно – фольклорном ключе. Вместо бытовых картинок «мальчик помогает маме накрывать на стол», здесь иллюстрации к русским сказкам и былинам. Если и встречаются «жизненные зарисовки», то они нарисованы так, словно это иллюстрации к книжке сказок. Этой азбуке присуща детализация изображений, которые интересно рассматривать.

Русская азбука - это первый учебник первоклашек во многих российских школах.

Азбука (О. Узорова, Е.Нефедова)

Эта книга создана в том же ключе, что и азбука В. Г. Горецкого и его соавторов. Сначала - теоретическая часть, где разъясняется, что слова состоят из букв, буквы из звуков, а звуки бывают гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие глухие… Каждый звук на письме обозначается определенным цветом. Например, твердая глухая согласная – это синяя клеточка, твердая звонкая согласная – синяя клеточка в верхнем правом углу - точка и так далее. Идет обучение составлению схем слова. Потом знакомство с буквами и обязательное задание на схемы слов и предложений. Рассказ по картинке, чтение слов, разбитых на слоги. Задания почти не варьируются от буквы к букве. Тексты, которые даются в конце книги на слоги не разбиваются. В книге собрана великолепная коллекция стихов, потешек, загадок и песенок.

Аудиопрограмма «Музыка с мамой» (Е. Железнова, С. Железнов)

Эта программа представляет музыкально – игровой метод обучения чтению, где тридцать три веселые песенки подскажут малышам, как сложить буквы из пластилиновых палочек, а песенки-упражнения помогут начать читать по слогам. Аудиопособие предназначено для домашних занятий с детьми 2-5 лет. Судя по отзывам в интернете, большинство детей с удовольствием слушает веселые песенки-потешки на каждую букву: Аты-баты, Бабка Ежка, Воробей, Гули, Дон-дон, Едет- едет паровоз, Елочка, Жук, Зайчик, Иванушка и т.д., из которых составлен диск «Азбука-Потешка».

В настоящее время в продаже чаще можно встретить другой диск из серии «Музыка с мамой» - «Музыкальный букварь». Занятие по нему начинается с совместной лепки из пластилина палочек и колечек, затем взрослый рисует или показывает в букваре и произносит выбранную букву несколько раз, предлагая ребенку повторить звук. Затем, включив фонограмму, взрослый, подпевая, складывает букву вместе с малышом.

После этого, уже без фонограммы, надо помочь малышу сложить вторую такую же букву, при этом следует комментировать свои действия. Первое время взрослый во всем помогает ребенку и комментирует свои действия, в дальнейшем помощь постепенно сокращается.

После того, как ребенок запомнит 10-12 букв, занятия дополняются пропеванием букв и слогов, в сопровождении показа ранее слепленных пластилиновых букв.

Азбука в стихах

Многие детские поэты посвятили стихи азбуке: С. Маршак, А. Усачев, Б. Заходер, В. Берестов, В. Степанов, О. Емельянова, И. Гудина и др. На свет появились занимательные азбуки: лохматая, цирковая, азбука в считалках и скороговорках, в загадках, азбука с превращениями, веселый алфавит. Заучивание понравившихся стихов вместе с ребенком поможет малышу быстрее вспоминать буквы, когда он будет учиться читать слоги и слова. Все азбуки в стихах условно можно разделить на две группы.

Одни азбуки составлены с использованием слов, начинающихся на буквы, о которых написано конкретное стихотворение. Такие азбуки помогают научить ребенка выделять первый звук в словах и соотносить их с буквами. К этой группе стихов можно отнести известные произведения С. Маршака «Про все на свете», Б. Заходера «Мохнатая азбука», А. Усачева «Веселый звукарь», В. Берестова «Парад-алле!» и Е. Благининой «Букварик».

В других азбуках описываются внешние признаки буквы. Например: «Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она» (В. Ковшиков «Азбука в картинках»), «А как лесенка стоит перед входом в алфавит» (Г. Виеру «На что похожа азбука»), «А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» (А. Шибаев «На что похожи буквы»). Такие азбуки учат ребенка различать графические образы букв, запоминать их сходства и различия.

Какой бы метод обучения чтению вы не выбрали, постарайтесь построить занятия так, чтобы они доставляли удовольствие вам и вашему ребенку.

Автор статьи: Марина Саватеева