Время после полутора лет мчится со скоростью звука, малыш уже не беспомощный младенец, он - что ни месяц - осваивает новые вершины в своем развитии. Родителям нужно успевать приспосабливаться к изменениям в сознании своего чада, быть в курсе происходящих с ребенком перемен!

Кусь-кусь!

Ребенок в возрасте от полутора до двух лет уже «оснащен» немалым количеством зубов, крепких и острых. Тут бы радоваться, ан нет – мамы жалуются – детка внезапно завела привычку кусаться! Что это - акт агрессии, перевозбуждения, а может быть, ребенок кусает родную мать из любознательности, дабы понять, какая она на вкус?! Недаром некоторые исследователи могут укусить сами себя – твердит же им мамочка, что они – самые вкусные и сладкие карапузы на свете!

Однако чаще всего дети кусаются в тех случаях, когда они рассержены и уже испробовали все средства для разрешения проблемы. Например, девочка Катя (год и семь месяцев) укусила мальчика Петю (год и девять месяцев), потому что тот не отдавал ее любимую игрушку. Толкнуть и ущипнуть его она уже пробовала, он стоял на своем, пришлось укусить.

Кусание, так же, как щипание, таскание за волосы и драка – по сути, является примитивной формой самовыражения маленького ребенка, более того, это естественная форма поведения для крошечных человечков, которые еще не выработали навыки общения с другими людьми. Дети в столь нежном возрасте понятия не имеют об эмпатии, не понимают, что другому человеку их действия могут принести боль или обиду.

Малыш, стремительно движущийся к двухлетию, - стопроцентный эгоцентрик, для него все средства хороши, лишь бы было, как он хочет, здесь и сейчас. Это вовсе не значит, что из него вырастет агрессивный взрослый, законченный эгоист, который не будет уважать маму и папу, а будет продолжать их кусать и обижать. Разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо, учите выражать свои эмоции словами, а не кусанием, и дурная привычка пускать в ход зубы уйдет без следа.

Сию минуту!

Кстати, о «здесь и сейчас». В отличие от нас, взрослых, у маленьких детей отсутствует чувство времени. Выражения типа «Скорее давай одеваться, мы опаздываем!» или «Заканчивай играть, через 15 минут будет готов обед!» для вашей «полтарашки» - пустой звук. Малыш сконцентрирован на настоящем, для него все происходит здесь и сейчас. Он сейчас хочет сесть на этот стул, и неважно, что на нем сидит посторонний дядя. Он сейчас хочет кушать, и это ваши проблемы, что вы не успели приготовить еду.

Он сейчас хочет гулять и наотрез отказывается уходить с площадки домой «через минуточку» или через другое вами отпущенное количество времени. Но так будет не всегда. Ближе к двум годам ребенок начинает понимать, что значит «скорей» или «потом». Для этой перемены в его сознании вам нужно поработать, объяснять ему последовательность событий во времени на конкретных примерах: «Мы пойдем с тобой играть, но сначала помоем ручки после еды!» или «Книжку мы почитаем попозже, а сейчас нужно дать глазкам отдохнуть и поспать!».

Давай поговорим!

Между полутора и двумя годами есть важная веха – год и девять месяцев. В этом возрасте у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова (к концу второго года его словарь достигает 200-400 слов), малыш может произнести, пусть по-своему, но практически любое слово, появляются настоящие предложения, вырабатывается фразовая речь. Причем, считается, что девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста.

Однако вне зависимости от пола вашего ребенка, необходимо соблюдать правила общения с ним, если вы хотите воспитать из него достойного собеседника. Необходимо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно.

Ни в коем случае не сюсюкайте, беседуя с малышом. В этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, поэтому речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ваш малыш нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка. Читайте ему сказки, стихи, придумывайте истории сами или комментируйте происходящее вокруг.

Автор: Марина Холодова