После полутора-двухлетнего возраста малыша родители все чаще задумываются о вопросе поступления ребенка в детский сад. Кроме наличия места в детском саду, для того, чтобы ребенка взяли в садик, он должен быть здоров и у него должна быть правильно и полностью заполнена специальная карта, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утвержде¬нии «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

В некоторых странах бывшего союза малыша могут не принять в садик, если он полностью не привит, в России на основании «закона об иммунопрофилактике», пока что, отсутствие части или даже всех прививок не является основанием для отказа в принятии в детский садик. Вам могут временно отказать, если малыш не привит от какой-то инфекции, только если есть реальная опасность его заражения этой болезнью именно в саду – так называемые эпидемические показания.

Когда нельзя?

Конечно, к садику надо готовить малыша задолго да поступления, в идеале самого рождения. Если вы четко определились, когда малыш пойдет в садик, нужно будет знать, при каких заболеваниях или состояниях вам могут отказать. Прежде всего это все острые заболевания – как инфекционные, так и не инфекционные, заразные болезни глаз, кожи, волос, до того момента как ребенок полностью не выздоровеет и не окрепнет после болезни.

Не возьмут ребенка и при обострении у него имеющихся хронических болезней, если он недавно перенес карантинную инфекцию (корь, коклюш, свинку, ветрянку), пока не закончатся регламентированные сроки его карантина и изоляции.

Откажут в приеме в детский садик, если посевы кала, с носа или глотки выявляют носительство опасных возбудителей кишечных или респираторных инфекций (сальмонеллеза, дифтерии, стрептококка, патогенных стафиллококков и других).

Не возьмут малыша и в случае, если у него имеется злокачественное опухолевое заболевание крови или других органов, недостаточность кровообращения, туберкулез легких или другие его формы, есть эпилепсия с частыми припадками, имеются психические расстройства, тяжелые неврозы, и если есть эндокринные болезни, требующие особой диеты или терапии (например, диабет).

С чего начнем?

Все малыши перед приемом в детский сад, не ранее чем за 2-3 месяца, проходят врачебную комиссию, которая состоит из участкового педиатра (или семейного доктора) и врачей-специалистов. Если вы проходили врачей ранее, например, в прошлом году, но садик не попали (не было мест или заболели, были другие причины), потребуется повторная консультация специалистов, так как здоровье ребенка очень хрупко, и изменения могут происходить очень быстро – буквально за пару месяцев.

После осмотра педиатром, необходима консультация:

1. Ортопеда. Этот доктор исследует скелет и связки ребенка, исключит нарушения осанки и плоскостопие, даст рекомендации, в случае отклонений, как не допустить в садике прогрессирования, например, сколиоза.

2. Хирурга. Доктор исключит грыжи, проблемы с яичками у мальчиков, болезни, при которых может требоваться операция.

3. ЛОР-врача. Доктор исключит очаги хронической инфекции на миндалинах (тонзиллит) и аденоидные разрастания, аллергический насморк и другие проблемы ушей, носа и глотки.

4. Окулиста – врач проверит остроту зрения, исключит проблемы с мышцами глаз (косоглазие).

5. Невролога. Врач проверит рефлексы, тонус мышц и работу нервной системы, оценит речевое и нервно-психическое развитие, исключит основные проблемы – неврозы, нарушения сна и адаптации.

6. Дерматолога – доктор, прежде всего, исключит заразные болезни кожи, ногтей и волос, исключит аллергию.

7. С трех лет требуется еще и логопед, он оценивает развитие и правильность речи.

8. Психолога, который выявит проблемы адаптации, трудности в общении и другие проблемы.

По решению вашего лечащего врача, возможно, список будет расширен – если у ребенка проблемы с почками, нужен будет еще уролог или нефролог, если есть проблемы с пищеварением – гастроэнтеролог, если есть антитела к каким-либо инфекциям – инфекционист. Также могут потребоваться кардиолог, эндокринолог и стоматолог.

Кроме того, ребенку обязательно дадут направление как минимум на четыре анализа – общие анализы крови и мочи, кал на яйца гельминтов и перианальный соскоб на них, кал на кишечную группу.

Специалисты на осмотре могут дополнить этот список необходимыми анализами и исследованиями, если посчитают, что есть проблемы – могут назначить УЗИ, рентген, какие-то специальные анализы.

Каждый врач в специальной графе карты делает заключение о состоянии ребенка «здоров» или если болен, указывает диагноз(ы), если есть какие-то отклонения, дает рекомендации по лечению и профилактике.

Если вы делаете ребенку прививки, врач проверит наличие всех необходимых, а если каких-то не хватает, вакцинацию следует завершить минимум за 2-3 месяца (особенно если это капли от полиомиелита) до поступления в садик. Если по срокам вы не успеваете – тогда вакцинацию лучше отложить, прививки доделать уже после того, как ребенок адаптируется в садике. Еще раз повторю – никто не имеет права отказать вам в детском садике (если это РФ), если малыш не привит или привит не полностью!!!

После сдачи всех анализов и прохождения всех врачей вы с малышом вновь возвращаетесь к педиатру, который полностью оформляет карту для сада, подклеивает анализы, анализирует все рекомендации и делает заключение о состоянии здоровья ребенка. Он дает прогноз по адаптации малыша, выставляет группу здоровья ребенка, отмечает рекомендации для медработника детского садика, как наблюдать малыша.

Оформляемся в школу

В школу малыши обычно начинают ходить с 6 или 7 лет, это решают родители, но на момент поступления в школу шестилетке должно быть как минимум 6 лет и 6 месяцев. Раньше малышу не стоит идти в школу, ему рекомендованы занятия в группе детского сада или специальном развивающем центре, где проводят подготовку к школе. Перед поступлением дети проходят специальную психолого-медико-педагогическую комиссию, где оценивают не только их здоровье, но и социальные навыки и умения, и дают заключение, сможет ли уже малыш обучаться в школе, не тяжело ли ему будет.

Готовить ребенка к школе начинают примерно с трех лет, врачи проводят регулярные осмотры и оценку состояния здоровья, а педагоги и психологи развивают его знания и умения. Углубленный медицинский осмотр ребенок должен пройти в три, пять лет, за год до поступления в школу и непосредственно перед школой. Готовность к поступлению оценивают в начале года (январь-февраль того года, в котором пойдет учиться первоклашка), а затем примерно в мае-июне.

Подробный медицинский осмотр осуществляется теми же специалистами и примерно по тому же плану, что проводился перед поступлением в сад. Заполняется специальная карта для школы. Однако параллельно с обследованием ребенка проводится и анкетирование и подробная работа с родителями на предмет определения у ребенка проблем эмоционального и психологического плана – синдрома гиперактивности и дефицита внимания, неврозов, проблем общения.

Кто и как определяет готовность?

Обычно определением готовности занимаются участковые врачи на основании всех собранных заключений о здоровье от специалистов и проведения тестирования. Для доктора разработаны определенные критерии, по которым он оценивает – это биологическая зрелость малыша, оценка психофизиологических критериев и уровень физического развития.

Биологическая зрелость определяется по так называемой «зубной формуле», то есть сколько и когда постоянных зубов появилось у ребенка – на основании него дают заключение «биологический возраст соответствует паспортному» или « биологический возраст опережает/отстает».

Существуют и тесты для определения готовности малыша к школе и обучению – ребенку предлагают нарисовать человечка, срисовать написанную фразу и группу точек (это тест Керна-Иерасека). Затем его просят вырезать из бумаги кружок диаметром 7 см, отводя на это задание 1 минуту. Кроме того, с малышом беседуют на разные темы, отмечая качество словаря и то, как ребенок произносит звуки и слова. Оценив эти три задания, врач должен дать заключение – готов к обучению (когда хорошо пройдены все тесты), условно готов (когда есть недочеты) и не готов (когда есть дефекты в произношении и тесты проедены не очень верно, а так же когда есть проблемы со здоровьем).

Не стоит расстраиваться, если тесты пройдены не очень хорошо – это значит, что темпы развития ребенка индивидуальны и торопиться со школой не нужно. Обычно шестилетки чаще проходят тест на «условно готов» или «не готов», а через год блестяще справляются с заданиями, демонстрируя зрелость и готовность к обучению.

Группы здоровья

Очень часто в карте ребенка встречаются записи – группа здоровья I (IIа или б, III, IV, V). Родителей интересует: что это?

Это шкала оценки здоровья и развития ребенка с учетом всех факторов риска, которые на него влияли ранее, влияют сейчас и прогнозируются на будущее.

Группу здоровья определяет участковый врач или медработник сада (школы) на основании шести четко установленных критериев. Первым оценивают наследственность ребенка – не было ли в роду передающихся из поколения в поколение болезней, предрасположенность малыша к ним. Врач подробно расспросит родителей о болезнях всех родственников, которых они помнят. На основании рассказа он составит генеалогическое древо, и на нем проследит – не наследуются ли какие-то болезни, и не рискует ли ребенок.

Важным для оценки будет то, как протекали беременность и роды, а затем и первый месяц жизни. Врач расспросит и запишет, от какой беременности малыш, болела ли мама, будучи беременной. Были ли осложнения, как протекали роды, как и чем ребенок болел в период новорожденности и после – все это важно для оценки.

Второй критерий оценки – это физическое развитее ребенка - то есть его рост, вес, окружность головы, груди и иногда еще некоторые параметры. Доктор взвесит, измерит малыша, сравнит его данные со специальными таблицами и оценит, соответствует ли его развитие возрасту, нет ли существенных отклонений.

Наряду с этим оценивается и третий критерий – нервно-психическое развитие, то есть что ребенок умеет делать, как развивается речь и общение. Есть специальные таблицы по месяцам и годам, отражающие основные навыки. Но небольшие отклонения в ту или иную сторону патологией однозначно считать нельзя, нужно оценивать весь комплекс навыков и срок отставания.

Затем оценивается поведение ребенка, как важный показатель его физического и психического развития (пятый критерий оценки). Тут учитывают – как ребенок спит, как ест, как общается с взрослыми и детьми, его темперамент, эмоциональность, наличие или отсутствие вредных привычек.

Последним критерием для оценки является наличие у ребенка хронических болезней или пороков развития, которые могут мешать его жизни и влиять на здоровье.

На основании оценки всех этих факторов врач установит группу:

К первой относятся абсолютно здоровые дети, которых, к сожалению, сейчас встречаются единицы. В своей практике таких детей я видела всего несколько.

Ко второй группе относят здоровых детей, но с некоторыми оговорками: – группа А, это здоровые малыши, но у которых отмечаются факторы риска по первой и второй группе, то есть имеется неблагоприятная наследственность или беременность, роды.

– группа Б – это дети, у которых имеется риск хронических болезней, они часто болеют, имеют некоторые функциональные отклонения.

Остальные группы – это больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации (IV) и декомпенсации (V). Таких детей педиатры ставят на диспансерный учет, разрабатывают для них меры оздоровления и наблюдают их более активно. В зависимости от конкретного заболевания и его тяжести, детям с III и IV группой здоровья могут рекомендовать снижение учебных нагрузок или домашнее обучение.

Автор статьи: Алена Парецкая