Статистика беспощадна: в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях за год погибает одна тысяча детей и свыше 25 тысяч получают ранения различной степени тяжести. Большинство из этих трагедий можно было предотвратить, если бы родители, усаживая ребенка в автомобиль, соблюдали элементарные требования безопасности.

Самое «безобидное» пренебрежение – разрешить ребенку сидеть на заднем сиденье без ремня безопасности, пусть даже рядом с кем-то из взрослых. Гораздо хуже, когда ребенок остается без наблюдения, например маячит в просвете между передними сиденьями. Не единожды я наблюдала, как ребенок, предоставленный самому себе, стоит на коленях на заднем сиденье автомобиля и смотрит в окно. И все это происходит во время движения!

Ситуации бывают всякие, никто не застрахован от ДТП, не факт, что мастерское вождение сможет гарантировать вам безопасность. На встречную полосу может выехать нетрезвый водитель, да даже и трезвый, но не справившийся с управлением. Взрослые, сидящие на переднем сиденье, обычно пристегнуты ремнями безопасности, поэтому имеют больше шансов выжить при фронтальном столкновении. Ребенок, не закрепленный ремнем, вылетит через лобовое стекло.

Продолжительность удара при столкновении составляет всего лишь долю секунды, а возникшая перегрузка удесятеряет вес тела. Опасно думать, что взрослый сможет удержать ребенка на коленях. Руки человека не могут за секунду развить усилие в сто килограммов. А если взрослый сам не пользуется штатным ремнем безопасности, то при аварии перегрузка толкнет его вперед и он придавит ребенка к спинке переднего сиденья.

В настоящее время существует одна возможность обезопасить своего ребенка – использовать автомобильное кресло, которое должно быть подобрано с учетом физиологических и возрастных параметров маленького пассажира.

1 января 2007 г. начала действовать поправка к Правилам дорожного движения, которая обязывает водителя соблюдать правила перевозки детей, а именно перевозить ребенка, не достигшего возраста 12 лет, только в детском автомобильном кресле.

Итак, лучше детское автокресло – это:

Соответствующее ЕСБ (Европейскому Стандарту Безопасности) ECE R44/03, E(2), ECE R44/04 – эти обозначения сообщают нам о том, что автокресло соответствует требованиям безопасности.

Имеющее возможность регулировки по наклону (положение для сна и положение для бодрствования). Существует понятие пассивной безопасности. Если ребенку будет неудобно, то он начнет капризничать и отвлекать водителя от дороги. Перед покупкой предложите ребенку выбрать и «примерить» автокресло. Возможно, ваш малыш имеет определенные цветовые предпочтения. Помните, это ведь ему предстоит провести многие часы в этом автокресле.

Оснащенное Y-образными (пятиточечными) ремнями. Это строгое правило, если вашему ребенку нет 3 лет. Именно эти ремни в случае ДТП смогут защитить вашего ребенка от повреждений брюшной полости и позвоночника.

Подходящее по размеру для установки в вашем автомобиле. Слишком массивное автокресло не стоит устанавливать в небольшой автомобиль.

Отдельно хочу отметить: если автомобильное кресло имеет внутренние ремни безопасности, то необходимо обратить внимание на прокладку в районе пряжки замка. При лобовом столкновении на эту зону приходится значительный удар. Упругость и достаточная ширина прокладки в зоне промежности особенно важны для мальчиков.

Решающим фактором при выборе детского автокресла является вес и возраст ребенка.

В настоящее время детские автомобильные кресла разделяют на 5 групп:

1. Группа автокресел 0 (0–12 мес/0–10 кг).

Кресло данной группы выглядит как люлька, поэтому его так и называют «автолюлька». В автомобиле это кресло устанавливают перпендикулярно движению, вдоль заднего сиденья. Ребенок располагается лежа, фиксируется внутренними ремнями безопасности. Область, где располагается голова ребенка, имеет дополнительную защиту.

2. Группа автокресел 0+ (0–15 мес/ 0–13 кг).

Ребенок находится в полулежачем положении, пристегивается либо трехточечным, либо пятеточечным ремнем безопасности. Автокресло такого типа устанавливается против движения автомобиля, чтобы при резком торможении ребенок не получил травму шеи.

3. Группа автокресел 1 (1–4 года/ 9–18 кг).

По внешнему виду это автокресло выглядит так же, как и взрослое. Оно устанавливается по ходу движения, имеет трехточечный ремень безопасности. Наиболее высокой степенью безопасности обладает кресло с пятиточечным ремнем. Желательно, чтобы автокресло этой группы имело дополнительную защиту в области головы.

4. Группа 2 (3,5–7 лет/ 15–25 кг).

Кресло устанавливается по ходу движения. Большинство кресел этой группы имеют регулируемую спинку, что позволяет изменять высоту кресла в зависимости от роста вашего ребенка. Более дорогие модели оснащены съемной спинкой. Когда ребенок подрастет, спинку можно снять и преобразовать автокресло в бустер.

5. Группа 3 (6–12 лет / 22–36 кг).

Кресла данной группы называют бустерами (от англ. booster – усиление). Бустеры предназначены для детей выше 120 см. Это обычное сиденье без спинки, которое приподнимает ребенка, при этом стандартный взрослый ремень безопасности правильно ложится по плечу ребенка. Бустеры обычно снабжены подлокотниками.

В настоящее время в продаже можно встретить множество вариантов автокресел-трансформеров. Но специализированный вариант всегда лучше универсального. Не стоит экономить на безопасности. Желаю вам найти свое самое лучше автокресло. Ну и, конечно, легких дорог!

Автор: Лель Сорокинс