Что может быть прекраснее и веселее, чем скатиться на лыжах с горки? Речь идет не о спуске на горных лыжах. Большинство детей прекрасно обходятся теми лыжами, с которыми ходят на физкультуру в школу. Вот только съезжать на них с горок, особенно больших, не у всех получается. Как этому помочь?

Давай, не бойся!

Регулярно катаясь на беговых лыжах, я часто наблюдаю одну и ту же сцену. На трассе есть несколько горок, на которые надо с одной стороны подняться, а с другой спуститься, так как маршрут идет по кругу и ехать против движения нельзя (представьте, что будет, если один поднимается «лесенкой», а другой едет сверху на него?). И вот наверху этих спусков постоянно встречаются дети, которые боятся ехать вниз.

– Давай, спускайся! – кричит мама. – Ну сколько можно стоять?!

– Я не могу! У меня не получится! – чуть не плачет ребенок.

– Да посмотри, все же едут! – убеждает папа. – Давай, не бойся!

Впрочем, зачастую обходится и без сцен. Ребенок с охотой едет вниз и… на середине или внизу горы падает. На ровном месте, в идеально прорезанной в снегу специальной техникой лыжне. И у всех этих детей я вижу одни и те же ошибки, которые, собственно, и приводят к печальному итогу.

Предлагаю родителям, оказавшимся в подобной ситуации, не убеждать ребенка голословными «Сколько можно стоять?», «Посмотри, все едут!», «Не бойся – и не упадешь». Вместо этого лучше подробно объяснить ему и показать, как надо спускаться с горки. Как правило, неуверенность ребенка на спуске связана в первую очередь с тем, что он не понимает, как себя вести и что делать. На равнине тело двигается примерно как при ходьбе, это инстинктивное поведение. Для спуска такого инстинкта еще нет, отсюда и растерянность. Давайте от нее избавляться!

Присядем пониже

Спускаться надо всегда на согнутых ногах. Прямые колени – такой же прямой путь к падению. Если колени согнуты, телу легче управлять лыжами и удерживать равновесие.

Палки и локти надо прижать к телу, корпус слегка наклонить вперед. Если руки расслабленно висят в воздухе, это нарушает равновесие. Прижав руки к корпусу, ребенок станет более обтекаемым, стало быть, менее уязвимым для всяческих центробежных сил и бокового ветра.

Если хочется слегка притормозить, корпус можно держать почти вертикально, но колени все равно должны быть согнутыми. Цепляться палками за снег не надо – от этого малыша развернет и он упадет. Если страшно, лучше сжаться в комочек.

Чем ниже малыш присядет, тем выше будет скорость, но тем легче будет пройти поворот, если он есть на спуске.

Опираться всегда надо не на носки ступней, а на пятки.

Если внизу спуска имеется поворот, научите ребенка следующему. Вес тела надо перенести на пятку той ноги, которая будет внутри поворота. Вторую лыжу, которая окажется снаружи виража, лучше выставить слегка вперед. А корпус немного повернуть внутрь поворота. Если вираж совсем крутой, то можно даже наклониться туда. И ни в коем случае не выпрямлять ноги, не откидывать корпус вверх или назад на вираже! Если страшно, лучше перед поворотом, наоборот, сжаться в комочек и присесть – тогда центробежная сила меньше. Все это можно опробовать и на простых поворотах на равнине.

Если на спуске есть ровная глубокая прямая лыжня, ехать лучше в ней – малыш будет катиться как по рельсам. Если лыжня неглубокая, затоптанная, кривая-косая, кто-то в нее падал и местами ее разрушил – лучше с горки ехать не в лыжне.

Тормозить на спуске можно только в начале или в конце, плугом (обе лыжи на внутреннем ребре, носки вместе – пятки широко расставлены). Когда скорость начинает набираться, попытка притормозить лыжами закончится падением.

В любой ситуации на спуске, когда ребенок не понимает, что делать (большая скорость, бугры), приучите его сгруппироваться и присесть пониже. Так легче проехать любой сложный участок, кроме того, из такого положения безопаснее падать, потому что невысоко.

Успешного вам катания вместе с детьми!

Автор: Элина Древина