Говорят, что близнецов надо время от времени разделять, поощрять их индивидуальные увлечения. А чем плохо, что они все время вместе?

Отвечает доцент кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Надежда Зырянова:

– С самого рождения близнецы воспринимают себя как единое целое. Осваивая речь, они сначала говорят про себя «мы» и только потом учатся говорить «я». Они позже других детей узнают себя на фотографиях и в зеркале. Часто откликаются не только на свое имя, но и на имя близнеца.

Близнецы – это отдельный микрокосм. Им не нужны слова, чтобы понять друг друга: достаточно взгляда, жеста, мимолетной гримасы… Часто они пользуются «автономной» речью, не понятной для окружающих. В этом не было бы ничего плохого, если бы обычная речь у близняшек развивалась тоже. Но развитие речи у них начинает от сверстников отставать, а значит, отстает и умственное развитие в целом.

Внутри своего микрокосма близнецы очень часто распределяют роли. Например, один может полностью отвечать за общение с внешним миром. Он берет на себя функцию договариваться с другими людьми от лица пары. Второй же всегда молчит и совершенно не получает навыков общения. Или одному достается роль «внутренней совести».

Он оценивает поступки обоих, делает выводы, дает рекомендации, а второй в этом анализе совершенно не участвует. Подобное распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться все детство и юность, а потом, когда близнецы вырастают, оказывается, что они и во взрослой жизни не могут друг без друга: не готовы создать собственные семьи, отказываются учиться, работать или служить в армии по отдельности, их контакты с другими людьми ограничены.