«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…»

В этом выпуске рассылки мы поговорим о дополнительных занятиях и отдыхе для ребенка.

В нашей стране всегда была развита система дополнительных занятий для детей. Музыкальные, художественные, спортивные школы, многочисленные кружки по интересам вне школы и в школах после уроков. В последнее время снова стало очень популярным такое дополнительное обучение. Замечательно, что дети имеют возможность развивать свои способности. Но часто родители задают вопрос: всегда ли обилие дополнительных занятий способствует гармоничному развитию, не перегружен ли их ребенок? Ведь нагрузки в школе итак большие, к концу учебной четверти дети заметно устают, а тут еще и танцы, и музыка, и языки… Зачастую родителям, стремящимся дать детям как можно больше, бывает сложно оценить по достоинству потребность детей в свободной игре и отдыхе.

За этим стоит два устойчивых мифа, существующих в мире взрослых:

Один - это миф о том, что если предоставить ребенка самому себе, он немедленно попадет под "дурное" влияние, купит пива и сигарет и выучит все плохие слова, а потом твердо пойдет по скользской дорожке. Поэтому лучше не оставлять ребенку свободного времени, максимально загружая его всевозможными занятиями и делами.

А второй миф касается сложных отношений современных людей с отдыхом. Его варианты можно сформулировать как убеждения "удел человека - пахать" или "чтобы достичь успеха, надо работать постоянно, никогда нельзя позволять себе отдыхать".

Руководствуясь этими мифами, родители часто забывают о том, что:

- когда ребенок играет, он не только получает приятные эмоции, но и осваивает разные способы поведения, отыгрывает ситуации и создает модели поведения, без которых в будущем ему будет очень сложно. Например: дочки-матери, войнушка, магазин и т.д. Такие вот игры ничто не заменит ни владение пятью языками, ни игра на десяти музыкальных инструментах.

- когда родители говорят: "ну вот ребенок занимается музыкой/спортом/рисованием, пусть там и общается со сверстниками, а не во дворе", они забывают о том, что цель занятий не общение, а приобретение знаний и навыков, общение там является продуктом побочным, и время ему специально не уделяется. А ребенку необходимо именно свободное общение, без рамок заданий и строгого временного регламента. Только в свободном общении ребенок сможет освоить все необходимые способы поведения в социуме.

- в психологии существует понятие: "зона ближайшего развития". Вот есть навыки, которые освоены и ребенок успешен, например, он рисует человечка. Зоной ближайшего развития для него будет нарисовать человечка со всеми положенными признаками - два уха, волосы, пять пальцев на каждой руке и т.д. После того, как это будет освоено, настанет время пропорций. Потом - объем. И никак не сразу рисунок человечка в объеме, с перспективой и прочими сложностями. Ребенок может запомнить механически, как это делается, но такой навык не влияет на развитие зон мозга, отвечающих за объем, задействована только память. Взрослые часто забывают об этом и пытаются подгонять ребенка.

- ребенку, как и взрослому, необходим отдых. Усвоение новой информации должно быть очень ограниченно, с достаточными по времени перерывами и отдыхом. То есть ребенок не может каждый день недели ходить в кружок, ему достаточно двух раз в неделю. Особенно если есть еще и школа с домашними заданиями. Если отдых недостаточен, то ребенок переутомляется и зачастую начинает больше болеть, чтобы хоть как-то восполнить необходимый отдых.

Конечно, замечательно, что возможностей для дополнительного образования и развития детей сейчас масса, и внимательные родители стремятся их использовать. Это хорошо! Но вот где грань, за которой развитие способностей ребенка и творческие радости превращаются в измождающую "загруженность"?

И дело тут не в том, сколько занятий возьмет ребенок, это зависит от желания и способностей. Главное, чтобы они были ему в радость и шли от его желания, а не обеспокоенности старших избытком "пустого" времени. И важно, чтобы кроме этих прекрасных занятий у ребенка также было разрешение на отдых, баловство, бессмысленные, но такие приятные занятия, как болтание по двору, волочение палкой по земле, беготня, рисование принцесс или роботов, сочинение с друзьями нелепостей, которые кажутся смешными и т.д. Ведь в этих, казалось бы, бесцельных детских делах тоже формируются важные навыки: способность регулировать ритмы работы и отдыха, непосредственность в игре и творчестве, умение самостоятельно структурировать свое время и радоваться многим мелочам, которые нас окружают.