Родители очень часто жалуются, что ребенок не может накопить денег на что-то более существенное, чем жевательная резинка, чипсы и прочие магазинные удовольствия. Однако, попытки остаются попытками, а родителей мучают сомнения, в чем проблема : в их ребенке или в том, что они не готовы обсуждать тему денег с ним настолько глубоко, насколько этого требуют ситуации, в которые он попадает все чаще и чаще…

Почему ребенок не может накопить ?

Потому что у него нет мотивации! Что это за мотивация, когда приходиться отказывать себе в удовольствии прямо сейчас, ведь именно это предлагают родители, или решает сам ребенок, используя родительскую модель или подсказки, когда связывает достижение финансовых целей с процессом накопления денег?

Ведь процесс кажется безрадостным, а будущие выгоды туманны…

Согласитесь, ведь и взрослые тоже не всегда хотят копить деньги , например, на машину или квартиру, потому что знают, что при таких темпах накопления , при текущей зарплате и инфляции, накопить на что-то серьезное крайне трудно, и предпочитают искать другие способы достижения цели ( кредит, выгодное замужество, смена работы и прочее…)

И не знает ребенок, а вернее, не знают родители, которые пытаются научить ребенка обращаться с деньгами, что накапливать (сберегать) деньги нужно только для особого использования в будущем и как денежный "магнит", который будет притягивать деньги и символизировать стабильность .

И сбережение – это не отказ от удовольствий, это просто умение жить на часть своего дохода, при котором у сбереженной части – своя миссия: помочь вам чувствовать себя отлично с деньгами и не зависеть от них ни в настоящем, ни в будущем.

И, если речь зашла о сбережении, чтобы научить ребенка сохранять какую-то часть денег, то нужно создать ему дополнительные стимулы. Сбережение только части денег (определенный процент от того, что он имеет) позволит ему спокойно относиться к тому, что деньги есть и должны быть в наличии всегда для особого использования в будущем (со временем вы сможете объяснить ему, что это значит), а ваше участие в этом процессе (стимуляция в виде процентов на сбереженные средства, как у Дэвида Оуэна в книге "Банк папы") или вхождение в долю при вложении на сберегательные счета, чтобы сумма была адекватной допустимым вложениям в настоящих банках, поможет ребенку увидеть реальный "выигрыш" от накопления и поверить, что сложный процент, действительно, стоит того, чтобы сберегать.

Почему "инвестиционный" период должен быть для ребенка активным, а не пассивным?

Что же касается удовлетворения детских желаний, то сбережение денег здесь не подходит, так как игра с родительскими деньгами (ведь финансирование карманных денег осуществляется из вашего кошелька) не учит ребенка получать удовольствие от применения собственных способностей, а это имеет непосредственное отношение к тому, что будет ребенок делать в будущем, когда потребуется удовлетворять свои желания, а родительской помощи уже не будет.

Поэтому надо поощрять ребенка искать иные способы достижения цели, в результате которых он будет менять свои знания, навыки и способности на деньги. И, даже если вам все равно придется вкладывать в него свои деньги, то это будет происходить на определенных условиях обмена, в результате которого будет расти его уверенность в себе, а процесс будет доставлять удовольствие.

Так, вы можете договориться с ним о выполнении каких-то видов работ по дому, причем не одноразовых типа "сделал-получил", а которые можно разбить на этапы, чтобы посмотреть, как он будет с этим справляться и как будет нести ответственность.

Вы можете продумать с ним оформление какого-то детского проекта, например, если сын отлично владеет компьютером, то оформить для младшей сестры книжку–раскраску или сделать подборку детских сказок на определенную тему и т.п.

В процессе выполнения таких работ ребенок будет чувствовать, что процесс достижения целей ему по силам, опирается на его личный опыт и делает его сильнее, а кроме того, приносит удовольствие, так как приходится все время что-то придумывать, а значит, задействовать воображение, что само по себе, однозначно, принесет ребенку удовольствие

Критерии "существенности", или во что вкладывать?

Вы часто бываете не довольны покупками, которые совершает ваш ребенок? Но вопрос не в том, что нравится вам, а в том, что нравится вашему ребенку и на основании чего он делает свой выбор.

И, если в очередной раз, ваш сын или дочь покупает себе не музыкальный или компьютерный диск, а жевательную резинку, это только потому , что ценность диска для него была не определена, и желание его иметь было абсолютно спонтанным и непродуманным.

Но чтобы ребенок умел отличать ценность вещи и определять свои желания, вам надо учиться с ним разговаривать о покупках. Причем говорить не о том, что знаете вы, а о том, что узнал ваш ребенок.

И главный вопрос в этом случае будет таким: "Ты доволен тем , что купил и как ты это понял" . И понравилось вам то, что он купил, или нет, не имеет никакого значения, потому что сейчас все дело в том, какие выводы сделал ребенок из покупки.

Потому что, если ему что-то понравилось, он будет пытаться объяснить, почему, т.е. выводить свои собственные критерии ценности вещей, которые попадают в его руки.

Если не понравилось, то тоже назовет вам список причин. И если вы не будете осуждать его покупку, то он не будет бояться делать выводы. И даже, если ошибся, то, вероятно, в следующий раз он поступит иначе.

Главное в этом деле – одобрение. Ведь чем больше он ошибается, тем быстрее учится. И только путем проб и ошибок он сможет наработать свой список критериев, по которым сможет определять ценность вещей, и однозначно, каждое следующее желание будет более качественным, чем предыдущее.

А если он будет знать, во что вкладывает и почему это стоит того, чтобы в него вкладывали деньги и силы, то вряд ли станет размениваться на ерунду.

Так что дело не в том, что ваш ребенок не умеет копить, а в том, что ему это не интересно ни с точки зрения процесса, ни с точки зрения результата.

И если вы хотите помочь своему ребенку вырасти в финансовом отношении, то должны отделить процесс сбережения от процесса достижения целей и помочь ему найти не денежную мотивацию для работы со своими желаниями.

Галина Острикова