Всем известно, что воспитывать детей – дело непростое, а в современной жизни , когда в процесс воспитания постоянно вмешиваются деньги, найти правильное решение бывает порой очень трудно.

Не желая раздумывать долго над тем, как повлиять на ребенка , некоторые родители – решают наказывать своих отпрысков деньгами и вводят систему штрафов за разные провинности.

Но , как ни странно, сталкиваются с тем, что деньги как средство наказания не приносят своего результата. Даже к штрафу в размере 100 рублей , как написала мне одна читательница моей рассылки , ее 10-летний ребенок отнесся спокойно.

Так нужно ли наказывать ребенка деньгами и почему потеря столь большой для 10-летнего ребенка суммы оставила его равнодушным?

Все дело в том, что родители , желая приучить ребенка к правильному образу жизни, подменяют значение денег как средства обучения , и используют их как средство наказания.

Деньги – хороший учитель, но для тех, кто живет на свои, и несет ответственность за свою жизнь в полном объеме.

В жизни ребенка деньги не являются средством необходимости. Гораздо важнее для него на этом этапе эмоциональная связь с родителями, добрые отношения внутри семьи.

И поэтому наказание с помощью денег никогда не будет эффективным методом, потому что ребенок их не зарабатывает, он их получает , поэтому и не может в полной мере оценить то, что в них вложено.

Так что надо искать другой подход к решению возникающих проблем и всегда разбираться, в каких отношениях вы можете использовать деньги, а в каких - нет.

Единственное, когда вы можете предъявлять денежные претензии своему ребенку, это тогда , когда обнаружен какой-то ущерб имуществу, например, испортил что-то ценное, потерял учебник, сломал магнитофон ( хотя и в этом случае я бы очень осторожно подошла к этому вопросу ( может, у вас растет будущий Кулибин?)

Однако, если налицо небрежное отношение к вещам, не умение ценить то, чем он владеет, то следует решать вопрос о возмещение ущерба от порчи имущества за счет его карманных средств. Обычно это вычитается равными долями из карманных денег в течение какого-то расчетного периода времени. И , как правило, для детей более старшего возраста.

Если же ребенок плохо учится, не убирает свою комнату, не помогает по хозяйству и т.п., то такие вопросы нельзя регулировать с помощью денег.

Это просто проявление бессилия и неумение повлиять на ребенка.

И деньги здесь не причем. Вам надо действовать по-другому.

Полезно применять «метод естественных последствий» , конечно, в тех случаях, когда последствия безопасны для ребенка и не слишком отдалены во времени, а то можно и не дождаться.

Т.е. если ребенок по каким-то причинам не хочет выполнять ваши требования , то не заставляйте, а дайте испытать дискомфорт последствий и неподчинения .

Заранее предусмотрите то, что может произойти : чего лишится ребенок или что потеряет , если вы позволите ему сделать так, как он хочет..

Потратил все карманные деньги сразу – пусть терпит до следующей выплаты.

Не хочет убирать комнату , если дорос до уборки , не ждите, пока она зарастет грязью ( долго ждать придется!) , лучше «отнимите» комнату.

Иметь отдельную комнату – это определенная степень свободы. Но любая свобода подразумевает ответственность. Т.е, как только человек что-то получает , то сразу возникают обязательства. Так , в нашем примере – необходимость поддержании чистоты в комнате.

Порядок в комнате – это норма жизни. И если человек не дозрел до осознания необходимости убирать за собой, значит, переселите его на время из его комнаты в общую и выделите только место для сна и коробку для личных вещей. Доступ ко всем остальным вещам в комнате также должен быть закрыт.

И напомните ему, что на свободную комнату всегда есть претенденты.

Плохо учится и плохо ведет себя в школе – ищите причину . Обычно ему либо трудно, либо скучно . Это происходит в том случае, если нарушен принцип постепенности в обучении или есть «недостаток массы» (Рон Хаббард)

И ему просто нужна помощь, а не методы воздействия.

Используйте также «метод лишения удовольствия на время»

Не хочет убирать кровать, если дорос до ее уборки, лишайте любимого занятия на время (отнимите любимую игрушку на целый вечер).

Что происходит, когда человек, даже если он маленький, лишается своих удовольствий?

Он начинает искать способ их вернуть. Вот тогда и осознаются последствия того , что не сделал, и делается выбор , что лучше и удобнее : учиться себя обслуживать или обходиться без комфорта и удовольствий.

Но в большинстве случаев проблемы с детьми начинаются тогда, когда у родителей не хватает времени на общение с ребенком.

И деньги не могут заменить вашу родительскую любовь и внимание .

Деньги – лишь средство обучения ребенка навыкам выживания в современном мире.

А в жизни есть еще и другие ценности, такие как любовь и уважение близких, умение жить в мире и согласии, делить все радости и горести пополам, и научить этому своего ребенка можете только вы, его родители.

Так что не пытайтесь убегать от проблем, пытайтесь искать мудрое решение.

Галина Острикова, автор книг и статей по теме "Дети и деньги"