Те родители, которые в этом году первый раз отвели своих детей в первый класс, невольно сравнивают школу с детским садом и время от времени вздыхают: "Как же это славно, когда ребенок совсем маленький!"» Отвел его с утра в группу, и, как говорится, весь день свободен. А твое чадушко в саду и накормят, и погуляют с ним, и позанимаются, и набесится он с ровесниками вволю!

А вот школа, пусть и начальная, — это сплошные волнения: как пойдет учеба, как сложатся взаимоотношения с одноклассниками и учителем, и самая главная головная боль — как он будет добираться из школы домой, открывать дверь ключом и совершенно один сидеть в квартире 5-6 часов?

Номера телефонов наизусть

Когда ребенок достигает дивного возраста первой независимости (то есть уже хорошо умеет разговаривать, самостоятельно есть, ходить в туалет, подолгу играть в одиночестве), перед родителями встает вопрос: можно ли оставлять его дома одного?

И однозначного ответа на него не существует. Кто-то выскажет категорическое "нет" — мол, до десяти лет только с мамой за ручку. Кто-то начнет рассуждать об инфантильности современных детей (поколение тех, кому сейчас 30-40 лет, хорошо знакомо и с ключами на шее, и со сгоревшей лапшой на плите, и с мятым рублем на кино), о том, что их жизненно необходимо приучать к самостоятельности.

Кто-то держится нейтральной позиции — мол, иногда, в крайних случаях, без ухода в постоянную тенденцию. Но если с дошкольниками действительно лучше лишний раз не рисковать, то относительно школьников все сложнее — для некоторых родителей это единственно возможный вариант.

Приучать малыша к домашнему одиночеству нужно постепенно, плавно — сначала на полчаса, затем на час, после возможны и вылазки родителей на 2-4 часа. Сейчас, когда мобильный телефон есть практически у каждого взрослого, ребенок обязан знать номера телефонов родителей! Конечно, намного проще, если этот номер короткий, но и длинный вариант семилетнее дитятко вполне может выучить. Для страховки номер телефона можно написать на видном месте.

Кто-то для таких целей использует холодильник, кто-то вывешивает лист в коридоре, кто-то кладет рядом с телефоном. Несколько раз стоит потренироваться — ребенок должен научиться набирать 11 цифр с домашнего телефона. И когда он сможет это делать самостоятельно, его восторгу не будет предела! Предупредите ребенка — он может и должен звонить вам в случае любой опасности!

Уже в возрасте 5-6 лет ваше чадо должно знать элементарные правила безопасности: не открывать дверь посторонним людям, не говорить через дверь и по телефону, что взрослых дома нет (лучше сказать, что папа или мама спит), не баловаться со спичками, с плитой, с газом. Кроме назиданий родителям стоит позаботиться о мерах предосторожности — спрятать ножи и другие режущие предметы, спички, зажигалки и свечи.

На окна заблаговременно нужно поставить специальные запоры — пластиковые окна легко открываются и этим представляют опасность для семей с детьми. Если вы живете на первом этаже, не обойтись без решеток; объясните ребенку, что нельзя подходить к окну, если в него кто-то стучит (лучше при этом громко звать папу), разговаривать через окно с посторонними и, тем более, открывать им створки.

Выбрать оптимально безопасный маршрут

Конечно, идеальный вариант — это когда ребенка встречает из школы и провожает до дома кто-то из близких — бабушка, дедушка, старший брат или сестра. Но такая возможность есть далеко не у каждой семьи — у одних бабушки-дедушки далеко, у других они еще молоды и работают. Второй неплохой выход из ситуации — нанять для этих целей сопровождающего. Это может быть соседка, знакомая либо сотрудник специализированного бюро. Заодно такой помощник сможет накормить ребенка, погулять с ним. Но это достаточно дорогое удовольствие. С соседкой-пенсионеркой можно сговориться за меньшие деньги.

Третий вариант — группа продленного дня, которая функционирует практически в каждой начальной школе. Это тоже стоит денег, но вполне подъемных. В продленке с детьми делают уроки, гуляют, в некоторых школах предусмотрены и факультативные занятия. А вот возможности отдохнуть, посидеть в тишине, посмотреть мультфильмы у ребятишек нет. И если ваш малыш очень чувствителен к шуму, устает от обилия людей, ему лучше все же проводить остаток дня дома, в привычной для него обстановке, в окружении любимых стен, рядом с обожаемыми игрушками.

Если ребенок все же должен самостоятельно идти после школы домой, открывать ключом дверь и закрывать ее, также необходим подробный инструктаж. Первое правило —- не разговаривать и тем более никуда не идти с незнакомцами. Второе правило — не принимать в подарок от незнакомца конфеты, игрушки, прочие предметы. Правило третье — если незнакомец пытается увести куда-то ребенка, затащить в машину, нужно немедленно звать на помощь, громко привлекать к себе внимание. Обычно жертвами насилия становятся застенчивые, тихие, воспитанные дети. Или же те, которым дома жестко запрещают ныть, жаловаться.

Во имя безопасности ребенка важно воспитать в нем такие качества, как решительность, умение дать отпор, взрослому человеку в том числе. Внушите отпрыску, что нарушение общественного порядка, неподобающее поведение (крики, рев), конечно, не приветствуются в повседневной жизни, но вполне уместны и даже необходимы в тех ситуациях, когда кто-то угрожает его жизни. "Не заходи в подъезд с незнакомцем, не входи с ним в лифт, не открывай при нем дверь — еще три "не", которые должен заучить ваш ребенок.

Дорогу из дома до школы и обратно ребенок должен знать досконально. Как и те опасности, что попадаются на пути — дороги, подворотни, арки, глухие дворы. Составить оптимально безопасный маршрут — это уже задача родителей. Перед началом учебного года нужно несколько раз отрепетировать его, вызубрить назубок. Объясните малышу, что попытка найти новый маршрут до дома может быть небезопасна. Если уж так хочется — только вместе с мамой или папой. Ну а то, что дорогу переходят лишь на зеленый свет, только по светофору или «зебре» — это азбука безопасности, которую дети должны знать уже в трехлетнем возрасте.

Обеспечить едой и развлечениями

Итак, ваш малыш благополучно добрался до дома, закрыл дверь и, возможно, даже без напоминания помыл руки. Далее ребенок, конечно, должен поесть. Многие родители замечали, что дети делятся на две категории: те, кто вечно живет с голодным блеском в глазах, любит часто, подолгу и вкусно поесть; и те, в кого каждый кусочек еды, каждую маленькую ложечку приходится запихивать с боем. В случае с первой категорией напоминать об обеде не нужно — ребенок сам откроет холодильник, достанет и первое, и второе, и компот и благополучно все это умнет. А вот детей второй категории нужно контролировать, напоминать о необходимости поесть.

При желании и навыках самостоятельности уже 7-8-летний ребенок вполне может приготовить себе яичницу, сварить яйца, сделать бутерброды. Но яичница каждый день — это довольно скучно, быстро приедается, да и одними бутербродами сыт не будешь. Поэтому задача родителей — обеспечить детей едой, которую они смогут самостоятельно разогреть. Для этих целей идеально подойдет микроволновая печь. Если на кухне нет такого подспорья, нужно провести подробный инструктаж по пользованию электрической или газовой плитой. Даже дошкольник знает, что число 6 больше, чем число 3, поэтому греть еду лучше на небольшом огне — тройке, четверке.

Не ругайте ребенка, если он по неопытности испортит сковородку, кастрюлю, испачкает плиту. Приобретение любого опыта, в том числе и кулинарного, невозможно без подобных казусов. И еще — как бы ни было вам лень готовить, не опускайтесь до заварной лапши, растворимого пюре, бульонных кубиков и прочих "изысков" на скорую руку. Дело в том, что употребление в пищу подобных продуктов, особенно в детстве, — первый шаг к гастритам, колитам и прочим неприятным заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Если первое время малыш не в состоянии приготовить уроки самостоятельно, не настаивайте. Ведь первоклассник — это еще ребенок, которому хочется поиграть, посмотреть мультфильмы, порисовать. Не лишайте ребенка детства и постарайтесь обеспечить его присущими возрасту развлечениями. И тогда свои первые шаги во взрослую жизнь он будет вспоминать с радостью и удовольствием.

Алена Богатых-Корк