В воскресенье на Западной Украине продолжились масштабные акции местных радикальных патриотов, которые уже несколько дней не пускают российские транзитные фуры в Европу, блокируя им движение. По данным украинских СМИ, в блокаде участвуют восемь областей Украины. В частности, российские дальнобойщики, которые после приостановления грузового наземного сообщения с Польшей вынуждены искать объездные пути в Европу, не могут двигаться по территории Закарпатской, Волынской и Львовской областей.

При этом официально местные власти не запрещают транзит российских фур, но никак не препятствуют их блокированию.

В ответ на незаконные ограничения для российских перевозчиков российские власти приняли решение приостановить движение зарегистрированных на Украине большегрузных автомобилей по территории страны. С таким заявлением в воскресенье выступило российское Министерство транспорта, отметив, что действия Киева являются грубым нарушением cоглашения между странами о международном автомобильном сообщении.

«Действие указанных мер будет сохраняться до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины»,— говорится в сообщении. Стоит отметить оперативность российских чиновников, которые в экстренных случаях способны принимать и публиковать свои решения даже в воскресенье.

В сообщении Минтранса отмечается, что «группы лиц» с 11 февраля неправомерно блокируют грузовые автомобили из России, которые проезжают транзитом через территорию Украины. По данным Минтранса, в разных областях Украины заблокированы в общей сложности более 100 российских фур, еще более 500 грузовиков не могут въехать на Украину из стран ЕС. «В свою очередь, за период с 11 по 12 февраля Россия обеспечила въезд и выезд более 1 тыс. украинских большегрузов», — отмечают в ведомстве.

Напомним, что стихийная акция по блокированию большегрузов российских перевозчиков стартовала в четверг, 11 февраля, в Воловецком районе Закарпатской области Украины. На трассу вышли активисты местных патриотических организаций и участники антитеррористической операции в Донбассе. При этом организаторы подчеркивали, что общение с российскими водителями происходит в корректной форме – ни к ним самим, ни к перевозчикам, ни к товарам у них претензий нет, а протест связан исключительно с политикой российского руководства.

В пятницу акции перекинулись и на другие западные регионы страны. Глава Закарпатской области Геннадий Москаль заявил, что движение российских фур было разблокировано. Он пояснил, что ситуацию удалось решить, но причины конфликта устранены не были. «Их можно решить только на уровне кабинета министров Украины, который должен наконец определиться по отношению к России, — отметил Москаль. — Правительство должно принять принципиальное решение о транзите российских грузовиков через территорию Украины. Иначе подобные акции будут возникать и дальше, причем не только в Закарпатье, но и по всей Украине. Моя принципиальная позиция остается неизменной — транзит коммерческого автотранспорта России через нашу территорию должен быть официально запрещен».

В тот же день ситуацию обсудило и правительство Украины. Руководство страны поручило всем заинтересованным ведомствам в течение двух дней решить проблему блокирования трасс, не уточнив при этом, в каком направлении это решение нужно искать.

После продолжения акции украинских активистов резко усугубилась ситуация на границе Белоруссии и Литвы – это второй вариант маршрута, по которому российские дальнобойщики могут попасть в Европу или вернуться в Россию. По данным Госпогранкомитета Белоруссии, на границе с обеих сторон в воскресенье в общей сложности скопилось более 700 фур.

Наибольшее скопление грузовиков зафиксировано в пропускном пункте «Бенякони», там на въезд в Белоруссию стоят 250 автомобилей, еще 130 ожидают выезда из ЕС. Еще 190 автомобилей стоят на «Каменном Логе», 150 — на КПП «Котловка», 20 — на «Привалке». Литовские и белорусские пограничники пытаются справиться с потоком фур – они направили дополнительные ресурсы на решение проблемы, и очередь хоть и медленно, но движется.

Напомним, что международные перевозки между Польшей и Россией были прекращены с 1 февраля 2016 года. Страны не смогли договориться об объемах перевозок, и истекшее соглашение в результате не было продлено. Очередной этап переговоров по возобновлению перевозок намечен на 15 февраля.