Такого в стране не было давно - сотни фур застопорили дороги по всей России в знак протеста против введения сборов за проезд большегрузов по федеральным трассам. Наш корреспондент наблюдал за развитием событий на трассе «Дон» в Подмосковье.

...Мелкая ноябрьская изморозь и промозглый холод не остановили борцов за свои права. В среду, 11 ноября, На четырех километрах трассы М4 «Дон» в крайней правой полосе растянулась колонна, состоящая из десятка фур и большого количества легковых автомобилей.

Решительные лица, в руках листы бумаги с перечеркнутым логотипом системы «Платон». Именно через нее власти намерены взимать с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн плату: до конца февраля 2016 года - 1,53 рубля за пройденный километр, с марта 2016 по декабрь 2018 года - 3,06 рубля за километр, а с декабря 2018 - 3,73 руб./км. Таким образом, поездка из Москвы в Санкт-Петербург 706 километров обойдется водителю в 2016 году в 2160,36 руб. И это далеко не все расходы грузоперевозчика.

- Уже сейчас сборы настолько непомерные, что работать невозможно, - рассказывает водитель Николай. - Вы не представляет о каких цифрах идет речь. Вы знаете, сколько сейчас стоит обслуживание грузовика?!! Одно колесо стоит 15-18 тыс. Это еще дешевые, китайские. Переобуть эту машину - 300 тыс.

Николая начинают поддерживать все собравшиеся на акцию. Мимо проносятся машины - и фуры, и легковые, - водители которых долгими, мощными гудками выражают свою солидарность.

- В топливе 7 рублей акциза, транспортный налог - больше 30 тысяч в год с машины. Когда вводили акциз на топливо сказали, что отменят транспортный налог, в результате не отменили, - говорит один из дальнобойщиков.

- Запчасти подрожали в два раза. Ездим мы на иномарках, это 90% грузового автопарка. Отечественных машин нет. Вмененный налог, упрощенный, НДС, транспортный налог, а теперь еще этот. Мы готовы платить и акцизы, и налоги, но отдавать их коррумпированным чиновникам обидно и противно, - подхватывает другой.

- Чтобы в Москву въехать, нужно купить пропуск за 30 тысяч рублей на год на одну машину. Нет, официально они бесплатные. Но бесплатно их еще никто не получил, - возмущается третий.

Система взимания платы «Платон» предусматривает авансовую оплату будущего маршрута, оборудование федеральных трасс системой контролирующих сканеров, оснащение грузовиков транспондером, следящим, чтобы водитель не съезжал с намеченной трассы. Во всяком случае, именно так можно понять разъяснения на сайте «Росавтодора». За нарушение грузоперевозкам грозит штраф более полумиллиона рублей.

- С пятнадцатого ноября мы должны начать платить, - рассказывает частный предприниматель Екатерина Болотова. - Но ни система «Платон», ни маршрутные карты - ничего не работает. Ехать мы не можем. Тестирование не проведено. Как нам объясняют. «Вам надо ехать, берите счет, идите оплачивайте». Куда? Кому? Я сама вчера была в «Платоне». Там сидят три дамы, которые ничего толком объяснить не могут. Очередь! Народ бъется!

А вот что говорится в разделе сайта «Росавтодора», посвященном «Платону»: «Доля продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, перевозимых грузовиками массой свыше 12 тонн минимальна - только 3,8% от общего количества грузоперевозок.

Остальной вред трассам наносится перевозками иных грузов, что не влияет значительно на благосостояние граждан. Кроме того, основная доля перевозок продовольственных товаров осуществляется по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритные транспортные средства. Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимых негативных последствий от внедрения СВП (на чиновничьем языке так называется система взимания платы. - Авт.)».

- 12 тонн - это все, что больше «Газели», - говорит водитель Дмитрий. - Смотрите: на заправку топливо привозят грузовыми автомобилями. С них тоже буду деньги брать, соответственно на заправках цена за топливо поднимется. А значит, вырастут цены на все. Грузоподъемность машин, которые везут продукты в супермаркеты и на базы, больше 12 тонн. Значит, и цены на все продукты вырастут, минимум на 7%. Габаритные грузы тоже мы возим. Строительные панели, оборудование, балки, доски, арматура 12 метров...

Полученные таким образом деньги планируется потратить на ремонт дорог, испорченных, по уверению Росавтодора, именно большегрузами. Но ни один из собравшихся на М4 не верит, что хоть одна копейка пойдет на заявленные благородные цели

- Да вы посмотрите на эту колею в крайнем левом ряду. Мы там не ездим. Наша вот эта - правая. Здесь колеи нет! - Александр Котов из межрегионального профсоюза водителей-профессионалов указывает на полотно трассы «Дон», где разворачивается действие.

Акция продлилась один час. Наряду с москвичами ее поддержали водители из Санкт-Петербурга, Приморья, Башкирии, Белгорода и многих других регионов.