Компания IBM представила глобальное исследование «Redefining Boundaries: Insights from the Global C-suite Study», в котором рассказала о самых главных опасениях руководителей компаний со всего мира. Основной угрозой опрошенные СЕО назвали - страх маловероятного конкурента, который своим появлением разрушит отрасль. Для этого явления придумали специальный термин - «уберизация», от названия сервиса Uber, который своим появлением фактически уничтожил во всем мире традиционный рынок услуг такси

Сервис для заказа такси Uber появился в 2009 году в Сан-Франциско, когда Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп основали компанию с одноименным названием и привлекли к проекту немалое количество щедрых инвесторов. Google и фонд TPG, в частности, вложили в приложение для вызова такси Uber $258 млн, оценив тем самым весь стартап в $3,5 млрд.

Поскольку Uber стал настоящей революцией в мобильных приложениях по заказу и оплате такси, у сервиса появилось множество подражателей, в том числе и в России. Инновационность сервиса заключалась не только в выборе такси через мобильное приложение, но и в скорости работы, фиксированной тарифной сетке и в качестве обслуживания.

Появление Uber привело к тому, что традиционный рынок услуг такси потерял конкурентноспособность. Это не могло остаться незамеченным: в июне 2015 года в крупных городах Франции началась масштабная забастовка таксистов против сервиса, так как шоферы посчитали, что Uber отбирает работу у такси. Стартовавшая во Франции забастовка была поддержана водителями из других стран, в том числе и в России.

Во многих городах были организованы попытки ограничить влияние Uber на рынок. Лондонское такси приняло решение снизить цены на перевозки, а европейские таксомоторные компании, объединяющие более 200 тысяч таксистов, решили вложить до миллиарда долларов в развитие проекта Karhoo, конкурента Uber. Российские таксисты также решили поддержать коллег, попросив губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы Uber, GetTaxi, «Яндекс.Такси» и других IT-компаний в этой области в Санкт-Петербурге.

Uber стал нарицательным явлением - «уберизацией» стали называть страх появления трудно прогнозируемого конкурента, способного разрушит отрасль. Процент топов, которые ожидают столкнуться с конкуренцией за рамками своей отрасли, согласно исследованию IBM, за два года увеличился более чем на четверть, с 43% до 54%.

«Когда дело заходит о конкуренции, руководители компаний видят перед собой новую угрозу, которая часто незаметна, пока не становится слишком поздно, отметил Бриджит ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services. - В то же время, ведущие топы видят преимущества в таких сферах, как когнитивные вычисления и системы в качестве главного элемента для борьбы с разрушающими ивентами».

СЕО впервые назвали технологии самым важной внешней силой, влияющей на их предприятия. Они считают, что технологии, облачные вычисления, мобильные решения, интернет и когнитивные вычисления способны революционизировать их бизнес.

Исследование IBM Global CEO Study, крупнейшего из когда-либо проводившихся исследований на базе интервью с главными исполнительными директорами мировых компаний, было проведено в 18 раз. В этом году в нем приняли участие 5,200 респондентов из 21 отрасли и 70 стран.