Не ждите чуда! Действуйте! А мы поможем вам, чтобы ваш бизнес действительно работал.

Как, без неблагоприятных последствий, уволить нерадивого сотрудника? Как добиться от сотрудников выполнения приказов и сформировать команду профессионалов? Как предугадать и минимизировать риски связанные с влиянием на бизнес налоговиков, милиционеров и прочих госструктур? Как платить меньше налогов и при этом не нарушать Уголовный кодекс?

Именно эти вопросы волнуют современного предпринимателя, и это не мои умозаключения, это то, что сами директора поставили на первые места в результате проведенного моей компанией опроса.

В этой короткой статье мы не сможем рассмотреть все поднятые темы. Мы кратко рассмотрим вопрос рисков бизнеса и способы их минимизации. Толковый словарь Ефремова дает следующее определение слову «риск»: Риск - 1) а) Возможная опасность. б) Действие на удачу в надежде на счастливый исход дела. 2) Возможный убыток или неудача в каком-л. деле. 3) Опасность, от которой производится страхование имущества.

Рассмотрим только риски, связанные с взаимоотношениями налогоплательщика и государственных структур. В связи с этим необходимо понять следующее:

- в силу своих собственных недостатков, правоохранительная система России искренне проповедует презумпцию виновности налогоплательщика; - налогоплательщики, в свою очередь, сняли с себя какую бы то ни было ответственность за тех, кто призван управлять и контролировать, за государство; и этому, у каждого из нас, есть масса оправданий; - здравого смысла и внятной государственной политики в сфере работы с миром бизнеса нет и в помине. Присутствуют постоянные метания и непрекращающаяся революционная целесообразность, замешанная на коррупции. Государством делается все возможное, чтобы мир бизнеса по-прежнему работал нелегально.

Рискует ли ваш бизнес?

О вашем бизнесе, читатель, я этого сказать не могу, так как не знаю. Но практика показывает, что риски можно свести практически к нулю. Для этого нужно проверить свой бизнес по специальным проверочным спискам, и соответствующим образом выстроить его работу. Еще один элемент – иметь реально работающую технологию защиты бизнеса и пользоваться ею.

Не описывая 15 страничную методику защиты, выделю главное:

Атакуйте. Атака всегда более эффективна, чем оправдания и защита. Лучший способ защититься – атаковать тех, кто вас проверяет, штрафует и т.д. Ищите и находите ошибки у проверяющих и используйте против них. Очень эффективна атака не системы (например, ИФНС как органа), а атака личности, т.е. того человека, который вас проверяет. Это ни в коем случае не война, это, как написал Карл фон Клаузевиц (известный военный писатель, произведший своими сочинениями полный переворот в теории войны) - «способ сделать противника более покладистым». Сами не будьте ни в чем виноваты. Ангелов среди нас нет, идеалы мало достижимы и все же с этим можно кое-что сделать. Держите свои бухгалтерские и корпоративные документы в идеальном порядке.

Какие критерии оценки рисков выбрать?

А) Безопасность недвижимых активов. Это просто. Если владелец к несчастью сядет года на три (это ужасно, но так иногда бывает), сохранит ли он все, что заработал непосильным трудом? Или, в результате действий налоговиков, начисленные недоимки, пени и штрафы (например, за связь с обнальными конторами), просто разорят существующий бизнес? Сохранятся ли в этом случае активы, чтобы безболезненно обанкротив должника перед налоговой, немедленно начать новый бизнес? Для этого есть много вариантов, начиная от перевода активов в собственность своей компании, зарегистрированной за рубежом, и заканчивая регистрацией недвижимости на доверенное физическое лицо.

Б) Личная безопасность владельцев и их доходов. Достигается только при условии получения всех доходов легальными методами. Да, с этого надо платить налоги. Это верно, но их размер обычно не превышает 10% и наплевать, что вам об этом рассказывал ваш бухгалтер.

В) Личная безопасность «разума» компании (директора, заместители, главные бухгалтера). Один только момент. Я понимаю, ради чего рискует владелец, используя явно криминальные методы снижения налогов, но я не понимаю, зачем это надо главному бухгалтеру?! Ведь есть на 100% легальный и безопасный способ для главбуха не участвовать в «групповухе» (преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и при этом можно ничего не менять в существующем бизнесе.

Г) Сведение к минимуму возможности блокировать текущую деятельность бизнеса.

Д) Риски взыскания налоговых недоимок и наложения штрафов.

Вы сами можете продолжить этот список. У нас на каждый из выше перечисленных пунктов есть работающие решения.

Любое юридическое лицо или ИП, используемые в бизнесе, для сведения рисков практически к минимуму должны соответствовать следующим критериям:

1) Осуществлять реальную экономическую деятельность, направленную на извлечение дохода в условиях бизнес-рисков или реальную деятельность по обслуживанию интересов фирм входящих в холдинг. 2) Иметь помещение в аренде или собственности; 3) Иметь в штате персонал, которого достаточно для обоснования заявленных объемов производства и/или реализации; 4) Иметь в собственности и/или в аренде оборудование достаточное для заявленных объемов производства и/или реализации (мелкое оборудование, такое как оргтехника, нужно иметь в собственности). 5) Обеспечить грамотный документооборот и исключить связь с «обнальными» конторами.

Какой уровень рисков приемлем?

А) Практически можно не обращать никакого внимания на мнения «авторитетов», выраженные в письмах Минфина и ФНС не зарегистрированные в Министерстве Юстиции России, и тем более на устные мнения особо одаренных «специалистов» тех же органов. Б) Приемлемы практически любые риски подпадающие под КОАП. В) Приемлемы (при грамотном оформлении документов) все риски связанные с взаимозависимостью, аффилированностью, трансфертным ценообразованием, … по сути можно практически полностью игнорировать «Критерии отбора…» налоговиков. Г) Приемлемы риски связанные с задержкой авансовых платежей внутри налоговых периодов. Д) Любые иные риски, не влекущие гарантированную Уголовную ответственность и развал бизнеса.

Не приемлемы риски связанные с практически гарантированным развалом бизнеса через привлечение (а не угрозе привлечения) к уголовной ответственности.

Давайте теперь посмотрим на безопасность бизнеса в целом.

Что для этого необходимо сделать?

- провести полный криминальный аудит бизнеса и устранить слабые места, вроде прямой и явной связи с обнальными конторами; - научиться выявлять среди персонала тех, кто вас сдаст при первых же трудностях; - иметь и уметь применять эффективную методику атаки; - сделать так, чтобы активы находились отдельно от реальной экономической деятельности (настолько, насколько это возможно); - свести к минимуму компромат на руководителей компании; «чистые руки» руководителей компании; - иметь легальный бизнес или настолько, насколько это возможно, безопасный бизнес; - отладить документооборот компании, минимизируя риски косвенных доказательств взаимозависимости и искусственности фирм используемых в бизнесе; - иметь и уметь применять работающую технологию защиты бизнеса.

Так же как и в любой деятельности по получению продукта, в области безопасности бизнеса существует точная, проверенная на практике методика защиты бизнеса. Эту методику, а так же многие вопросы по формированию команды профессионалов, защите интересов работодателя, наиболее сложные вопросы налогообложения, можно найти в видеокурсах, записанных на основе моих семинаров.

Владимир Туров, Генеральный директор ЮК «Туров и Партнеры»