Традиционно принято считать, что для предпринимателя главное – это получение прибыли. Действительно, редко кто задумывает о благотворительности или о социальной нагрузке. Тем не менее малые и средние предприятия по всей стране оказывают людям необходимые услуги или производят товары.
"Ничего личного, Сонни. Это просто бизнес", – эта известная цитата из фильма "Крестный отец", судя по всему, ассоциируется со многими предпринимателями в стране.
Только 24% россиян доверяют бизнесменам, тогда как 42% относятся к ним негативно, свидетельствует исследование "Института современных медиа" (MOMRI - Modern Media Research Institute), основанное на данных опросов ВЦИОМ, ФОМ и "Левада-центра".
Учитывая память о "лихих 90-х", такое отношение неудивительно, но времена изменились. Среди бизнесменов особым доверием пользуются индивидуальные предприниматели и представители среднего бизнеса, тогда как крупные бизнесмены не могут похвастаться любовью населения.
Любопытно, что 69% опрошенных считают, что бизнесмены занимают высокое положение в обществе.
А еще 80% уверены в высоких доходах тех, у кого есть собственный бизнес.
Это вряд ли соответствует ситуации, поскольку небольшие компании сталкиваются со множеством трудностей, начиная от поисках рынках сбыта или клиентов и заканчивая административным барьерами. Налоговая нагрузка также достаточно высока, и добиться большой прибыли удается далеко не всегда.
Для того чтобы начать собственное дело, необходимо провести большую подготовительную работу: найти финансирование, собрать необходимые документы, зарегистрировать юридическое лицо, получить разрешения, лицензии и т. п. Но 39% опрошенных россиян уверены, что начать бизнес в России проще, чем в других странах мира. Хотя еще 23% считают западные страны более перспективным регионом.
Добиться успеха в бизнесе весьма непросто, а молодежи сделать это еще сложнее, так как часто не хватает необходимого опыта. Исключением может быть наличие предпринимательской жилки и свежих идей, которые могут выстрелить. По мнению 57% респондентов, для молодых людей сделать карьеру в сфере бизнеса довольно сложно, а еще 14% считают это практически невозможным.
Тем не менее у 57% опрошенных россиян есть знакомые предприниматели, а еще 6% сами являются бизнесменами.
Несмотря на низкий уровень доверия населения к бизнесу, более 40% уверены в наличие всех необходимых сертификатов, разрешений и лицензий.
С другой стороны, наличие необходимых документов проверяют только 27% потенциальных или действующих клиентов, тогда как 66% либо вовсе не делают этого, либо проверяют в некоторых случаях.
В России в сфере малого и среднего бизнеса занято около 17 млн человек, но его доля в ВВП страны не превышает 20-25%, тогда как в странах ЕС, например, это показатель составляет около 60%. Такие предприятия могли бы стать одним из главных факторов роста экономики, и абсолютное большинство опрошенных россиян (62%) считают их деятельность полезной, тогда как по крупному бизнесу этот показатель составляет 44%. Еще 33% считают, что крупный бизнес вредит экономике страны, против 15% по малым и средним предприятиям.
Данные "Левада-центра" свидетельствуют, что отсутствие экономического роста в России связывают с грабительской политикой крупного российского бизнеса и незаинтересованностью крупного бизнеса в экономическом возрождении сразу 28% респондентов, а еще 20% недовольны, что правительство действует в интересах крупного бизнеса.