Поднимать малое и среднее предпринимательство с колен — одно из самых любимых занятий российской власти. Когда Владимир Путин стал президентом в первый раз, он тут же потребовал утроить долю этого вида бизнеса. С тех пор прошло пятнадцать лет — ничего не изменилось. Как приносили бизнесмены малой и средней руки не более пятой доли ВВП в начале нулевых, так и не сдвинулись с этой мертвой точки. А между прочим, в большинстве стран, в том числе развивающихся, малый и средний бизнес обеспечивает от 50% до 80% ВВП.

Кто виноват и что делать?

Именно об этом 7 апреля на заседании Госсовета и говорил президент Владимир Путин.

Он поддержал идею создания на базе Агентства кредитных гарантий и МСП-банка нового центра по поддержке малого бизнеса, работающего по системе «одного окна». Кроме того, он готов рассмотреть возможность снижения страховых платежей по взносам во внебюджетные фонды до 14%, а также увеличить размер микрозаймов до 3 млн рублей.

Однако большинство опрошенных «МК» участников процесса сомневаются, что озвученные меры приведут к положительному результату. Президенты и премьеры могут часами обещать предпринимателям новые стимулирующие меры, но столоначальники на местах тут же все передергивают в свою пользу. Иногда все заканчивается простым разорением предпринимателя, а зачастую — очередным уголовным делом, да так ловко закрученным, что даже бизнес-омбудсмену Борису Титову приходится разочарованно разводить руками. Во всяком случае, его недавняя инициатива об экономической амнистии не дала того эффекта, на который рассчитывали изначально.

Коррупция, конечно, главный враг России. Еще русские цари жаловались своим наследникам: «Воруют!». Но тогда хотя бы не мешали что-то производить. А что сейчас?

Несколько лет назад весьма высокопоставленный чиновник пояснил мне в приватной беседе, почему он, оставив пост гендиректора одного из горнообогатительных комбинатов, выбрал карьеру госслужащего, а не, например, частного предпринимателя. Ведь деньги заработал неплохие — что-то около $3 млн. Мог и больше, но честность для него не пустой звук. Присмотрел среднего размера (кстати, неправильно в одну кучу сваливать средний и малый бизнес — они управляются и регулируются по разным правилам) заводик, который обанкротился, но до этого выпускал довольно редкую продукцию. Бизнес-план оказался вполне подъемным: расходы составили бы всего-то до $1,5 млн, а прибыль зашкаливала. Рабочих нужно было бы нанять не более 100 человек — как раз граница между малым и средним бизнесом.

Казалось бы — флаг в руки. Но не тут-то было. Моему собеседнику верные люди поведали, сколько нужно заплатить местным губернатору, начальнику силовых структур и далее по списку. Причем сразу. Заработанных денег не хватило. Пришлось купить в Москве несколько недостроенных квартир. Так как это случилось еще в «тучные» годы, то гешефт превысил несколько сот процентов. Но никакого развития малого и среднего бизнеса в том конкретном случае не получилось.

Впрочем, дело далеко не только в мздоимстве и рейдерстве. Кому из высокопоставленных бандитов нужны хлебопекарни, маленькие кафе и тем более механические мастерские? Если речь не идет, конечно, об АЗС.

Вся наша экономика давно, еще с советских времен, сориентирована на крупные формы. Не случайно кооперативный план Михаила Горбачева провалился, не успев сделать первые шаги. Сразу же выяснилось, что кооперативы нужны только для обналичивания денег, а не для какого-то реального производства.

Вот и сейчас о малом бизнесе власти вспоминают только тогда, когда в дверь стучится кризис. Начинаются или хотя бы грозят на больших предприятиях массовыми увольнениями, а это прямо ведет к социальным потрясениям. А они никому не нужны.

Значит, народ надо «самозанять», даже если они при такой форме налоги и страховые платежи почти что не платят. Один мой знакомый эксперт при записи известной телепрограммы так и заявил: «Не надо государству поддерживать малый бизнес, надо только крупный. А еще лучше обеспечить самозанятость!»

Речь идет о том, что государство вспоминает о малом бизнесе, лишь только когда большой бизнес вступает в полосу кризиса. Когда возникает угроза масштабных увольнений. А в «тучные годы» кому он нужен?

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, уполномоченный по правам предпринимателей города Москвы:

«Со времен последнего Госсовета приняты решения для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). Это создание фонда поручительства, настроена работа МСП-банка, который фондирует банки, которые кредитуют МСБ, а также сформирована федеральная программа, направленная на региональные программы по поддержке МСБ.

Нынешний Госсовет готовился в условиях кризиса. Для бизнеса идеальный вариант — совсем ничего не платить или установить мораторий на ранее принятые решения. Власть пойти на это не готова. Из-за этой инициативы бюджет рискует потерять 230 млрд рублей. Власти не горят желанием финансировать региональные бюджеты из федерального из-за выпадающих доходов. Надеюсь, что пожелания бизнеса совпадут с возможностью властей. Часть предложений бизнеса не касались финансов. Например, повысить с 60 до 120 млн рублей объем годового оборота фирм, которые могут считаться малыми. В Минфине считают, что это приведет к дроблению крупных и средних предприятий.

Принимаемые решения рассматриваются через призму «что будет?». Чтобы не задаваться этим вопросом, нужно вовремя выявлять нарушения.

У бизнеса было больше предложений, но не все они вошли в доклад Госсовету. Боюсь, что в итоговом протоколе и поручении президента их учтено немного. Скорее всего, будет принято решение снизить ставки по кредитам. Сейчас МСБ работают на банки. Скорее всего, вопросы по аренде будут отданы на откуп региональным властям. Надеюсь, положительная динамика будет и дальше прослеживаться по участию МСБ в госзакупках. По закону 10–12% торгов должны быть разыграны на специализированных торгах только среди МСБ. Эта норма выполняется. Но надо эту норму распространить на госкорпорации, которые получают федеральное финансирование и объявляют торги, но эту норму не выполняют».

Виктор ЕРМАКОВ, общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей малого и среднего бизнеса:

«Сейчас необходимо вывести бизнес из тени. Для этого предлагается отменить процедуру регистрации для индивидуальных предпринимателей и ограничиться только приобретением патента по паспорту, который включает в себя все платежи. То есть человек покупает патент на месяц или на год и оказывается в правовом поле. Следует также расширить рынок за счет роста промышленных инновационных малых предприятий и экспорта. Здесь нужно применить экспортные и страховые льготы, а также двухлетние налоговые каникулы. Понятно, что все льготы сопровождаются выпаданием доходов. Однако на Госсовете по малому и среднему бизнесу 7 апреля ни один из присутствующих губернаторов не выступил против. Они понимают, что сейчас, если мы хотим отойти от сырьевой экономики, других решений нет. Безусловно, есть опасения, что ряд предложений регионы могут не применить. Поэтому нужно через некоторое время посмотреть на лучшие региональные практики и на те субъекты, которые предпочли сидеть и ждать, что что-то изменится без их участия. Нам надо всем осознать, что сейчас настало время приложить голову и амбиции. Иначе российская экономика будет демонстрировать отрицательные результаты».

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»:

«До 2001 года никаких мер по поддержке малого бизнеса не было. Существовал Комитет по поддержке малого бизнеса, но его ликвидировали. В 1990-е годы с малым бизнесом вообще не разговаривали. Но появилась ОПОРА, с представителями которой встречались даже министры. Я помню, с каким энтузиазмом мы восприняли первые 3 млрд рублей, которые были выделены на поддержку малого бизнеса.

Меры принимались, но реально не работали. На это есть несколько причин. Практически все решения были недостаточными. Средства выделялись: сначала 3 млрд, затем 5 млрд, сейчас 25 млрд и так далее. Был создан МСП-банк, банки-агенты, которые увеличили вливания в финансовый сектор до сотен миллиардов рублей. Однако бизнес, охваченный этими программами, составлял проценты. Так было раньше, такова ситуация и сегодня.

КАК ПОМОГАЛИ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

■ 2001 год

Президент Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросу развития малого и среднего бизнеса:

«Россия отстает от стран с развитой рыночной экономикой, где две трети трудовых ресурсов занято в среднем и малом бизнесе, который дает более 50% ВВП. Надежды на то, что малый бизнес станет мотором российской экономики, не оправдались. Государство должно разработать упрощенную систему платежей и учета».

■ 2006 год

Премьер Михаил Фрадков на заседании правительства, посвященном развитию малого бизнеса:

«Необходимо принять меры, которыми бы государство стимулировало граждан к малому предпринимательству, добросовестной конкуренции, обеспечивало свободный доступ к финансовым и экономическим ресурсам, что будет увеличивать вклад малого бизнеса в ВВП».

■ 2008 год

Из выступления кандидата в президенты Дмитрия Медведева перед избирателями:

«Мы должны принять жесткие решения, чтобы избавить малый бизнес от избыточной опеки. Эта опека связана с элементарным вымогательством, когда малый бизнес контролируют десятки структур и он обязан платить каждому».

■ 2015 год

Президент Владимир Путин на заседании Госсовета по поддержке малого бизнеса:

«Малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Его вклад в ВВП страны не превышает 21%. Для сравнения скажу, что в других странах с развитой экономикой эта доля 50% и более».

Константин Смирнов