Вслед за «Луганским электромашиностроительным заводом» в Ростовскую область переехал ещё один украинский завод — «Локомотив-Сервис», считавшийся в былые времена флагманом машиностроения страны.
Сегодня многие бизнесмены с юго-востока Украины переводят свой бизнес в Россию, при этом не закрывая украинские предприятия — есть надежда, что они туда ещё вернутся. Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин побывал в российском городе Донецке, куда «сбежало» очередное предприятие с Украины.
Большая часть мужчин в российском 50-тысячном Донецке, граничащем с Луганской областью (Украина), зарабатывают на жизнь тем, что отправляются трудиться вахтовым методом на стройки страны — от севера до южных окраин.
Горнодобывающие шахты здесь закрыли ещё в перестроечные 1990-е годы, а с военными действиями в соседней Украине для провинциального города наступили и вовсе тяжёлые времена. Приграничный бизнес приостановился. Если в былые годы россияне ездили закупаться в Луганск, то теперь наоборот — украинцы челноками пересекают границу через КПП «Изварино», запасаясь бензином, лекарствами и продуктами.
Российский «клон»
Не только простые жители Луганской области устремились за помощью в Россию. Переезжает, словно беженец, и бизнес.
Новое предприятие «Локомотив-Сервис» открылось в российском Донецке два месяца назад и разместилось на площадях местного машиностроительного завода. Украинский бизнесмен Владимир Никулин, перевезший бизнес из Луганска, со временем намерен выкупить арендуемый цех. Имеющееся здесь оборудование закупили в России, и только отдельную технику перевезли из Украины.
В хорошие времена луганский завод «Локомотив-Сервис» считался флагманом машиностроения Украины, здесь в три смены трудилось около 300 человек. Но теперь из-за войны от былой мощи остались пустующие цеха и законсервированные станки.
За 25 лет работы завода на Украине луганцы поставляли продукцию на два основных предприятия России — это Брянский машиностроительный завод и Коломенский машиностроительный завод, производящие грузовые и пассажирские электровозы и тепловозы. Также украинскими комплектующими пользовались предприятия группы «Синара» (Екатеринбург) и предприятия «Трансмашхолдинг».
Местные кадры
На российском заводе-«клоне» за станками работают местные жители. Это специалисты высокого класса. Российский Донецк раньше считался городом машиностроителей, не только шахтёрским, да и сейчас здесь работает, хоть и вяло, экскаваторный завод. Поэтому традиции и потенциал кадров-технарей здесь остались и живут. Они-то и заполнили новые вакансии.
Михаил Талалаев открывает металлические шторки станка с числовым программным управлением (ЧПУ), достаёт готовый блестящий «палец» — деталь железнодорожного локомотива. Внимательно измерив, кладёт его в контейнер готовой продукции.
«Изделие лёгкое, его выточит даже токарь третьего разряда, на этих "умных" машинах можно делать гораздо сложнее узлы», — начинает разговор оператор ЧПУ. На таких станках он работает уже шестой год и знает досконально возможности высокоточной техники. На новом месте, в «Локомотив-Сервисе», Михаил работает всего две недели, и в свои 25 лет он считается здесь желанным специалистом.
Как отмечает луганский бизнесмен, пока нельзя обойтись без специалистов украинского завода, которые настраивают оборудование, передают технологии, организовывают производство, но рабочие специальности заполнили все местные.
Работа по объявлению
В цехе 25 станков. За 12-часовую смену оператору необходимо по плану выточить 120 деталей.
«Локомотив-Сервис Ростов» — это пока небольшое производство, один цех, где трудится около 40 человек. По словам хозяина предприятия, главная сейчас задача — не загубить партнёрские отношения с российскими предприятиями. Сохранить хотя бы то, что осталось.
«У нас основной рынок сбыта — российский, выпускаем комплектующие для локомотивов, поэтому с открытием производства в России появились экономические удобства, без экспорта и импорта», — поясняет 52-летний предприниматель.
О том, чтобы интегрировать завод из Луганска в Ростовскую область, Владимир Никулин задумывался ещё до начала военных действий на юго-востоке Украины. Мэр Донецка несколько лет назад бывал на луганском производстве и ещё тогда предложил интегрироваться на территорию России.
В пользу переезда в Донецк сказалась и близость к Луганску, помогли исторически сложившиеся отношения между двумя приграничными территориями. Но быстро осуществить планы помешала война на Украине.
Перспектива предприятия в России, считает предприниматель, во многом зависит от того, поможет ли местная власть, потому что бизнес сильно подорван и войной, и скачком доллара.
Что будет с заводом на Украине?
Завод незначительно пострадал от военных действий, но перспективы его туманны.
«Надеюсь, что тяжёлые времена для Украины закончатся и мы будем работать как на Украине, так и здесь, в России», — говорит Владимир Никулин.
Полностью перевозить оборудование на российское предприятие-двойник пока не планируется.
Бизнесмен добавляет, что в Луганске производство возобновится по мере стабилизации политической ситуации в стране. Для этого есть все предпосылки, потому что «успели до военных действий закупить новое оборудование».
Пока же, по словам Никулина, работающих предприятий в Луганске осталось очень мало, и их число сокращается.
Владимир Никулин — сам бывший токарь, учился на инженера и всю жизнь этим занимается.
«Мой отец также инженер, а деды похоронены в хуторе Кружилинском Ростовской области, на родине писателя Михаила Шолохова, но родина моя — Украина, — добавляет он. — Для нас очень важно, чтобы сохранились тёплые отношения Украины с Россией».
Никулин добавляет, что из Украины в Россию по его примеру переезжают и другие его коллеги, особенно те, у которых рынок сбыта российский. Но при этом — он подчёркивает — не закрывая украинские предприятия.
Кто ещё из Донбасса «сбежал» в Россию
«Луганский электромашиностроительный завод» (ЛЭМЗ) — переехал из Луганска в Каменск-Шахтинск (Ростовская область) в сентябре 2014 года. К лету 2015 года планирует полностью завершить передислокацию в Россию.
Краснолучский автосборочный завод — в Донецке (Ростовская область) планируется наладить финальную сборку автобусов.
«Луганский машиностроитель — 43» — базируется в Чебоксарах (Чувашия), основное производство должно запуститься во втором квартале 2015 года.
Мнение:
Генеральный директор «Агентства инвестиционного развития Ростовской области» Игорь Бураков:
Тенденция такова, что часть украинского бизнеса перебирается в другие страны, на другие рынки, где более позитивная ситуация.
Граничащая с Украиной Ростовская область — в числе приоритетных регионов для украинских бизнесменов.
Ростовская область и раньше активно сотрудничала с соседними украинскими компаниями, а сейчас эта работа с кем-то пошла более интенсивно, кто-то, наоборот, никуда не двигается.
Абстрагируясь от политической ситуации, для украинцев просто выгодно локализовать производство в России, интереснее выпускать здесь свою продукцию.
В настоящее время мы сопровождаем ещё три проекта по интеграции производства с Украины в Россию. Это, в первую очередь, те заводы, у которых львиная доля продаж находится в России. Речь идёт о заводах, выпускающих продукцию для ЖКХ, нефтяников.
Есть ещё несколько компаний — это большие украинские девелоперы, инвестирующие в недвижимость, строительство. Они не видят перспектив развития на Украине и смотрят на Россию. Это компании не из Донбасса. Бизнесмены изучают возможности Ростовской области, далее они смотрят страны Восточной Европы, но Россия для них приоритет.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Украина. Сбежавший бизнес
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат