Причиной для конфликта на работе могут стать даже такие мелочи, как открытая форточка или громкий телефонный разговор. Как не допустить ссоры, справиться с недовольством и погасить уже разгоревшийся скандал?

Наш эксперт – психолог, семейный системный арт-терапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант Ольга Заводилина.

Главное – профилактика

Худой мир, как известно, лучше доброй ссоры, поэтому старайтесь разрешать конфликты еще до того, как они возникли.

Не копите негатив. Часто причиной конфликта становится не высказанное вовремя недовольство. Как тактично донести до коллеги, что вас раздражает мелодия звонка его мобильного? Как попросить сослуживца не приносить в офис сильно пахнущую еду? Не находя ответов на этот вопрос, многие предпочитают молчать до последнего. В результате раздражение накапливается, и, когда человек все же выплескивает свое недовольство, он делает это в резкой форме, не замечая за собой этого и обижая собеседника. Поэтому, если вас что-то не устраивает в поведении коллег, для начала постарайтесь понять, чем именно вы недовольны, и не откладывайте разговор об этом. Если раздражение еще не достигло критической точки, вам наверняка удастся найти компромисс.

Не будьте жертвой или скандалистом. Не раз пытались договориться с коллегами, но вам никогда не удавалось? Возможно, причина не в том, что вас окружают толстокожие эгоисты. Бывает, что человек неосознанно провоцирует конфликт. Многим, для того чтобы привлечь к себе внимание и добиться желаемого, требуется казаться слабее, чем на самом деле. Другая категория людей использует иной способ – сознательно раздувают скандал. Однако и жертвы и скандалисты редко добиваются результата. Они лишь вызывают раздражение и агрессию окружающих. Попробуйте проанализировать свое поведение и постарайтесь его изменить. Подумайте, как вы сами можете помочь себе в неприятной ситуации. Коллеги вечно открывают форточку, из которой дует? Отодвиньте стул, налейте себе чаю, чтобы согреться, сходите поболтать с сослуживцами из соседнего отдела. Кажется, что это очень просто, но людям, которые привыкли обижаться или срываться на крик, вместо того чтобы действовать, требуется время, чтобы обзавестись новой привычкой. Так что не стоит себя торопить. Сегодня не удалось договориться с коллегами? Вместо конструктивного диалога снова получились сплошные жалобы или грандиозный скандал? Сделайте паузу, дайте себе время подумать, как вести себя в подобной ситуации в следующий раз. И обязательно попробуйте снова.

Как справиться с эмоциями?

Бывает, что конфликт вроде бы исчерпан, а негативные эмоции продолжают копиться. Чтобы избавиться от них, попробуйте одну из этих психологических техник:

Пишите письма. Напишите письмо человеку, который вас раздражает. Выскажите на бумаге все свое недовольство, а потом уничтожьте письмо. Только постарайтесь быть искренним. Пишите именно то, что вы чувствуете, теми словами, которые приходят на ум. Не стесняйтесь в выражениях. Никто, кроме вас, не увидит написанного. Это поможет не только избавиться от негативных эмоций, но и найти способ решения конфликта. Кстати, если, после того как письмо написано, у вас появилось желание не выбрасывать его, а отправить адресату, значит, вы были недостаточно искренни, когда его писали.

Рисуйте и лепите. Иногда, для того чтобы успокоиться, достаточно в течение 15 минут рисовать круги левой рукой. Такое упражнение помогает на бессознательном уровне избавиться от негативных эмоций. Другая техника: в минуты раздражения мять кусочек пластилина, как бы передавая ему все, что накопилось у вас в душе. Потом липкий комочек нужно выкинуть.

Представьте себя вулканом. Из его кратера вытекает разноцветная лава, которая и есть ваши обиды.

Пошло-поехало!

Но, что делать, если конфликта избежать не удалось? Есть несколько приемов для того, чтобы погасить уже разгоревшуюся ссору.

Взгляд со стороны. Представьте себе, что вы – комментатор, который наблюдает за матчем из стеклянной будки. Посмотрите на себя со стороны. Чего вам не хватает в момент конфликта? Спокойствия? Подарите себе воображаемый бронежилет, и вы почувствуете, что реплики соперника перестали ранить вас так сильно. Конечно, отгородиться от собеседника, когда страсти уже накалились, получается не всегда, но этот метод работает и после того, как перепалка закончилась. Проанализируйте, чего вам недоставало в споре и в своем воображении подарите себе ту черту характера в виде символа или материального образа, которая поможет вам в этой ситуации. Разрешите себе увидеть себя со стороны обладателем этого качества, как теперь вы выглядите? Как ведете себя, когда оно у вас есть? Что вы чувствуете сейчас, когда стали обладателем новой черты характера? Если проделывать это упражнение регулярно, вы заметите, что недостающие качества начали проявлять себя в реальной жизни.

Отодвиньтесь от агрессора. Иногда, для того чтобы разрядить ситуацию, достаточно всего лишь физически отойти в сторону. Ведь чем ближе собеседники стоят друг к другу, тем сильнее чувствуется накал страстей.

Разорвите шаблон. Шутка или нестандартная фраза, брошенная в момент конфликта, способна обескуражить противника, дав вам время на размышление, или вовсе погасить ссору. Ведь тяжело ругаться с человеком, который настроен шутить!

Возьмите паузу. Главное оружие скандалиста – быстрота и натиск. Если чувствуете, что собеседник требует от вас немедленных ответов, сознательно раздувает ссору при помощи оскорблений и буквально не дает вам вставить слово, просто уйдите. Скажите, что вам нужно подумать над тем, что сейчас происходит, и разговор будет продолжен завтра. Это заставит спорщика потерять уверенность в себе, а вы получите передышку, чтобы успокоиться, взять себя в руки и сформулировать свою позицию.