«Газета.Ru» нашла пять главных поводов для стресса в офисе и выяснила, каким образом их можно избежать.
Нервной работой в современных реалиях можно назвать едва ли не каждую штатную позицию. По данным исследовательского центра Superjob.ru, стресс на работе по тем или иным причинам испытывают 93% экономически активных россиян и только 7% считают, что трудятся в безопасной для нервных клеток обстановке. Причиной стресса может стать что угодно, от строгого и недовольного начальника до шумных коллег и унылых интерьеров офиса.
Строгий начальник
Судя по исследованию Supejob.ru, несносные боссы из одноименного фильма — не художественный вымысел, а суровая реальность. Отношение руководителя к подчиненным как главную причину стресса на работе назвали 18% опрошенных, в то время как остальные пункты (непрофессионализм коллег, нехватка времени, нестабильность и прочее) набрали всего по несколько процентов каждый.
То, что несправедливость со стороны руководителя способна убить на корню любой энтузиазм, подтверждают и датские ученые. Группа исследователей во главе с доктором психологии Матиасом Бродсгардом, изучив истории 4500 офисных сотрудников, выяснила, что поведение босса в отношении подчиненных провоцирует депрессии чаще, чем какие-либо перегрузки и переработки. «Важно понимать, какие именно эмоции вы испытываете в общении с руководителем, — говорит психолог Мария Давыдова, — и, если они негативные, постараться понять их причину и научиться конструктивно их трансформировать».
Жесткий график
Фиксированный график работы с 9.00 до 18.00, конечно, позволяет руководителю лучше контролировать сотрудников, однако отрицательно сказывается на их эмоциональном состоянии и, как следствие, производительности труда. Эрин Келли и Филлис Моэн из Университета Миннесоты провели исследование, в котором были задействованы более 600 работников разных компаний. На время им предложили гибкий график, в рамках которого они сами планировали свой рабочий день. Перед начальством отчитывались в первую очередь объемом выполненных дел.
Такой подход позволил не только повысить производительность, но и уменьшить текучесть персонала, сократившуюся почти в полтора раза.
Участники эксперимента признались, что вместе с профессиональной наладилась семейная жизнь, поскольку у них появилась возможность в течение дня выкраивать время для домашних дел, которые ранее постоянно становились причиной для мелких конфликтов.
По словам психолога Анны Кучкиной, данное исследование не повод воспринимать фиксированный график работы как абсолютное зло. «График необходим для ориентации и стимулирования мотивации, — говорит она, — однако важно, чтобы он соответствовал реальным возможностям работников».
Высокий уровень шума
О том, что оупен-спейс является не самым лучшим местом для размеренного труда, написано не одно исследование. Однако главным его недостатком является даже не практически полное отсутствие личного пространства — это как раз понятие относительное. «Так же как человеку нужно его личное пространство, ему необходима возможность совместного решения задач, — говорит Анна Кучкина. — В какую сторону будет перевес, зависит от особенностей личности. Есть те, кто продуктивен исключительно в уединении и наоборот, но это крайние проявления».
Самая большая, если верить экспертам, проблема оупен-спейсов заключается в шуме. Научная группа из Университета Корнелла в ходе эксперимента замеряла уровень гормона стресса кортизола у двух подопытных групп — работающих в личных, пусть и небольших кабинетах и трудящихся в оупен-спейсе. Надо ли удивляться, что показатели кортизола у последних оказались гораздо выше.
Обстановка офиса
Психологическое состояние сотрудников во многом зависит и от того, какая обстановка их окружает. В этом уверены эксперты из Королевского института технологий в Швеции, которые провели масштабный опрос офисных работников.
Выводы оказались довольно банальными: в просторных светлых помещениях людям работается веселее, нежели в маленьких перенаселенных клетушках.
Что интересно, мужчины от таких условий труда страдают даже сильнее женщин, поскольку обстановка офиса связана в их сознании еще и со статусом, в то время как для женщин важен исключительно комфорт.
Украсить недружелюбную среду в таком случае можно с помощью персональных безделушек на рабочем месте. «Наличие личных вещей способствует более расслабленному и комфортному состоянию на работе, дает возможность отвлечься, передохнуть, — поясняет психолог Анна Кучкина. — Важно создать свое личное пространство, а не казарменное обезличенное».
По версии специалистов из Университета Техаса, если разбавить фотографии близких и любимые сувениры горшками с растениями, жизнь даже в самом унылом окружении станет вполне сносной.
Работа в режиме многозадачности
Умение трудиться в условиях многозадачности работодатель, безусловно, считает большим плюсом. А вот о том, что такой формат работы может отрицательно сказаться на душевном состоянии, заговорили сравнительно недавно. Профессор Калифорнийского университета Глория Марк более 1000 часов наблюдала за повседневной жизнью служащих ряда IT-компаний, чья работа регулярно прерывалась побочными срочными поручениями. Каждое такое дополнительное задание, после которого приходилось возвращаться к основному процессу, повышало уровень нервного напряжения и фрустрации, мешая сконцентрироваться на работе. «Многозадачность может привносить интерес в работу в противовес монотонности и однообразию. Однако это также должно соответствовать возможностям работника, не превосходить их, иначе человек будет просто не справляться», — говорит Анна Кучкина.
В целом, если стресса на работе избежать не удается, можно попытаться направить его на пользу дела.
«Стресс — это не всегда плохо: нам нужно быть в тонусе, чтобы справляться с задачами, которые ставит жизнь, в том числе на работе.
Однако стресс, который превышает возможности и постоянен, приводит к неприятным последствиям», — считает эксперт.
Важно помнить, что напряжение обязательно должно сменяться расслаблением. И конечно, не должно перекрывать доступ к вашим внутренним ресурсам, откуда вы черпаете силы и вдохновение для эффективной работы.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Почему мы так напрягаемся на работе
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат