Экономика XXI века: пока хипстеры кривляются, китайцы вкалывают. Наш колумнист — о том, почему современные бизнесмены не желают учиться

На днях брал интервью у олигарха Михаила Прохорова (скоро можете прочитать в «КП»). Конечно же, говорили, почему наша экономика все болеет-недужит, и Прохоров, как вообще все наши экономисты и капиталисты, жаловался на тяжелые правила игры. Открыть свой бизнес сложно, контролеры замучили, налоги высокие, кредиты дорогие. Артишоки и миндаль не растут в России, очень жаль.

Я эти разговоры слышу последние лет 25, о чем я Прохорову прямо и сказал, и мне они начали надоедать. Ну не может быть правдой то, о чем все только говорят, но никто не пробует сделать. Это как если бы 25 лет все газеты России писали - «стоит только захотеть, и можно силой мысли на Луну полететь». И в какой-то момент у тебя начинает плавиться крыша: вроде веришь, что так и есть, ведь «по телевизору сказали», а никто еще никуда не полетел.

И вдруг случайный фильм (сидел, щелкал каналы) все расставил на свои места. Фильм документальный. Снят в Америке — про одну средней руки компанию, которая производит полезные вещи из мусора. В кадре — глава компании, хипстер лет 25-ти. Рассуждает о своей великой миссии: очистить землю от мусора. Рассказывает, сколько отходов вываливают Штаты на свалки. Ну и себя чуть ли не спасителем человечества представляет.

- Поможем Земле, и заработаем денег! - говорит он, улыбаясь во все свои американские зубы, и в какой-то момент ему даже веришь. В самом деле, мусора много, да и денег почему не «срубить» на проблеме, само по себе стремление заработать «бабки» - это же не грех. Это даже благодать для капиталистов.

Предприятие у мальчика ого-го: гигантский ангар с крупными буквами — названием компании — на фасаде, под сотню занятых. Вот директор по связям с общественностью. Вот начальник по закупкам. Вот дизайнер. Всем максимум года по 23. Все уже при деле, при постах. И не удивляешься ничему: предприятие в США зарегистрировать легко, дешевый кредит получить легко, так почему бы молодым не текилу бумкать по подворотням, а делом заниматься? Начинаешь мечтать: вот бы у нас так было... собрались ребята в гараже города Коврова, и создали Apple! Или там IBM на худой конец. И в этом месте, конечно, тянет обняться с Прохоровым, и вместе с ним идти сражаться за устранение административных барьеров для бизнеса и за дешевые кредиты.

Но вот — кадры из реальной жизни компании. Глава фирмы притаскивает в офис старый билборд, говорит: «Он не из бумаги, а из рогожи! Это крепкий материал, который просто закапывают на свалке! Давайте шить сумки для ноутбуков!» И дизайнер начинает шить — получаются симпатичные сумки.

Потом в офисе появляются этикетки из-под шоколадных батончиков. Крепкий, не боящийся воды, материал. Крепкость проверяют так: берут полотно, из которого на фабрике нарезают обертки для шоколадок, сажают на него креативного директора, директора по маркетингу и по рекламе держат полотно за концы, и легко поднимают в воздух креативного директора. Все очень креативно и весело. На мозговом штурме решают, что будут из оберток делать воздушных змеев.

Ну а дальше цирк на выезде и детский сад, штаны на лямках. Вся гоп-компания отправляется на свалку и притаскивает обертки. Их моют в стиральных машинах, чтобы не воняли, прямо в городской прачечной. В магазине покупают змеев, узнают, как они устроены, и каждый получает задание — слепить змея. Здоровый негр, отрицательный герой этого фильма, на изготовление змея забил, и получил от начальника по мозгам. Начальник, страдая, что все равно не заставил негра работать лучше, идет к единственному на фирме возрастному сотруднику и допытывается: «Я начальник, но меня не слушают. Как заставить мне подчиняться»?

Поскольку никто не понимает, отчего змеи летают, ни один змей не полетел, и образцы не помогли. Тем временем директор звонит в крупнейший гиперматкет США Волмарт и утверждает, что змей уже есть, он уже летает, и назначает встречу-демонстрацию через пять дней. Змея на самом деле нет, но для ребят-веселят это нормально. Худо-бедно, делают они этого змея, получается страх на палке, конечно же. Но в Волмарте впечатлились, потому что «защищать природу — это хорошо», и заказали 10 тысяч штук. Волмарт — гигант, для него это ерунда. Ребята бьют друг друга по ладоням, они счастливы, и Землю спасли, и бабок срубили. Занавес.

На самом деле, все самое интересное только начинается, а фильм кончился, печаль. Мы видим ребят, которые шастают по свалкам и дурачатся. Но каждому надо платить зарплату. Сколько-то стоит и аренда гигантского ангара. Откуда деньги? Понятно, что от заказов вроде «10 тысяч воздушных змеев». Но как эти безрукие изготовят 10 тысяч змеев из найденных по мусорным бачкам оберток? Два ответа, друзья мои, два ответа, которые разбивают картинку вдребезги.

В фильме глухо сказано, что на фирме есть производственный цех, и разок мелькнули физиономии китайцев. Вот эти ребята без креатива, и даже скорее всего без вида на жительство в США, и сделают реальную работу. Можно было не дурачиться, а просто поручить «главарю» китайцев такого змея соорудить. Но хипстерская экономика такова, что без «подурачиться» - никак. Второй ответ: произвести 10 тысяч змеев, даже обшарив все мусорные баки, просто нельзя. Поэтому ребята пойдут на фабрику, где делают обертки, и купят готовые обертки. Другого способа просто нет. И это развенчивает все разговоры об «очистим землю». К тому же, ну сделают они змея, он порвется через неделю, и снова окажется на свалке. Когда об этом задумаешься, фабрика начнет напоминать артель «Сизифов труд».

Когда государство освобождает бизнес, на самом деле не происходит ровным счетом ничего. Кроме как: масса народу начинает мнить себя бизнесменами, и за счет труда других ( в США — китайцы, у нас — узбеки или старшее поколение, те, что на станках умеют) что-то там «креативят», не забыв забрать себе и деньги, и славу. В более жесткой экономике они пошли бы на завод рабочими, и хоть чему-то научились бы. Но некогда учиться, ты лох, если в 25 лет — не директор.

Знаете, 25-летних директоров у нас и так пруд пруди. Сколько раз я видел, как приходилось нанимать одного профессионала и переделывать то, что наворотило аж целое агентство из таких 25-летних. Не помогают экономике ни легкие правила, ни дешевые деньги. Экономике помогает только квалифицированный труд, а значит — система профессионального образования. Все остальное — сю-сю и архитектурные излишества. Но в XXI веке «не хочу учиться, хочу жениться» и «география наука не дворянская» стало девизом целого поколения. И в России, и в США. Поэтому мастерская мира — в Китае. Не злитесь на Китай. Просто признайте, что они всех сделали.

Евгений Арсюхин