Каков он, современный российский чиновник? Каким мы его видим и в чем мы неправы? Во-первых, мы думаем, что он плохо образован, туп и везде берет взятки. Вас обманули. Это совершенно не так или совсем не так. Если россиянину меньше 40 лет, то, к сожалению, это означает, что качество и уровень его образования ниже, чем у предыдущего поколения. Это проблема общая и совершенно не имеет отношения к месту работы и роду деятельности. Коммерческие времена резко сместили приоритеты общества, и одновременно стали портиться и учителя, и студенты. Как итог - гуманитарный уровень восприятия жизни ужасен, сформирован «фаст-фудовой» модой, и лучше мы стали знать только иностранные языки. Поэтому чиновники образованы не хуже нас с вами, а некоторые из них — уж простите, даже лучше. Особенно те, кто заканчивал университеты Москвы, Ленинграда и других крупных городов не по экономическому профилю. Экономическое образование в нашей стране самое странное — когда хорошо учили — не было экономики, сейчас есть экономика, но учат по западным учебникам, которые неприменимы к реалиям.

Пункт второй — предполагаемая тупость. Что это? Один из словарей обозначает тупость так: ограниченность умственных способностей; непонятливость, несообразительность. Какой ужас, думаем мы. Нам повстречался очередной тупой чиновник. О, нет. Давайте прочтем еще раз — ограниченность умственных способностей, т.е. на его фоне вы чувствуете себя безгранично умным и продвинутым? Супер. Значит он победил в своей бесконечной и ежедневной борьбе за то, чтобы не показаться умнее начальника департамента или управления. Это их будни. Человек, который привыкает демонстрировать свои неограниченные или просто яркие умственные способности, редко является хорошим командным игроком и редко любим руководством и коллегами. Одно дело - разовый заказ, кризисная ситуация в бизнесе или что-то вне сроков и бюджета. Тогда умничка нужен таким, каким он есть: неординарным, креативным, пусть даже капризным и дерзким. Но как-то только «ситуация» позади, человек с проявленными талантами начинает всех раздражать. Вот, собственно, простое и логичное объяснение — почему чиновники кажутся безликими и ограниченными с точки зрения эмоционального и интеллектуального наполнения. Им нельзя быть умными и яркими. Да и давайте будем откровенными, в крупных компаниях та же ситуация. Как только бизнес обрастает бюрократической структурой — невысовывание пока не спросят — становится таким же стилем поведения при коммуникации с руководством. Следующие два негативных определения «непонятливость и несообразительность» рассмотрим единым пулом. Вы, правда, думаете, что чиновники «не понимают» и «не соображают»? Большое заблуждение. Это тоже успешная и эффективная маска — она нужна для того, чтобы не проявлять инициативы до крайнего срока, ибо она, как известно, всегда наказуема. Кроме того, направления сверху, как правило, часто меняются — отреагируешь (поймешь и сообразишь) быстро — будешь потом дураком выглядеть, потому что придется сто раз всё переверстывать. Смог убедить? И наконец, самый «сладкий» пункт негативного отношения к чиновникам — взятки и коррупция. Вы уверены, что правильно или хотя бы справедливо оцениваете ситуацию? Вам дарили подарки партнерам по бизнесу, клиентам и прочим контрагентам? Это взятка или формирование нетворкинга (очередный отвратительный термин о людях, не умеющих говорить по-русски) деловой среды общения? Когда на выпускные экзамены в школе накрывают стол учителям и несут цветы — это что? Есть ли этот пункт в вашем договоре со школой? Нужно ли вам дружить с очередной Ниной Семеновной впредь? Нет. Это подарок с целью получить вполне конкретный результат т.е. взятка, а это уголовно наказуемое деяние. Вы никогда не нарушали ПДД и никогда не предлагали офицеру полиции «как-то решить вопрос»? Позвоните мне, я давно хотел пообщаться с ангелом. Промежуточный вывод таков — взятка, это попытка создать у человека, с которым общаешься, впечатление своего конкурентного преимущества с помощью фактического подарка или услуги. Это делает почти все. К несчастью, это одна из азиатских составляющих в русской ментальности.

Чиновники — есмь люди, а стало быть они не исключение. Утверждение о том, что некоторые профессии подразумевают особую щепетильность по отношению к подаркам — иллюзорно и звучит даже ханжески. Ведь кому мы чаще всего носим взятки: врачам, учителям, пожарным. С точки зрения абстрактной нравственности — это ужасно, но такие мы. Мы все. Не только чиновники. Наверное, истоки в годах дефицита и еще более глубоких традициях подношений, но сейчас это неважно. Я хочу развеять миф о том, что все чиновники берут мзду, не защищая и не оправдывая их. Мой постулат таков — чиновники мелкие принимают подарки на том же уровне, что и все мы: конфеты, бутылки и т.д, а значит не стоит их выделять в особое преступное сообщество. Чиновники среднего уровня взятки не берут вообще. Потому что слишком велики и неоправданны риски потерять теплое место и перспективную карьеру, в которой вполне четко может быть обозначена главная материальная ценность современного россиянина — квартира. А вот что творится в очень высоких кругах - это уже не взятки. Это долевое участие в бизнесе, привлечение инвестиций и внебюджетное финансирование. Обсуждение этого уровня финансовых потоков может привести к тому, что придется платить адвокату, а самое главное — это ничего не изменит. Я не хочу предпринимать дорогих и бесполезных действий. Резюмируем три постулата о чиновниках, которые являются шаблоном нашего восприятия — плохообразованные, тупые взяточники. Разве если охранник с непроницаемым лицом положит в права тысячу рублей и протянет офицеру дорожной полиции — он чиновник? Нет. Суть чиновника совсем в другом. Сейчас расскажу.

Не я придумал тезис о том, что страх является главной и изначальной мотивацией большинства человеческих деяний. Страх перемен очень силен. Мужчины не хотят расставаться с давно изношенными, уже очень не респектабельными ботинками, а жены не хотят расставаться с мужьями с аналогичными ботинкам характеристиками. Страх что-то изменить в своей жизни. Нет. Изменить страха нет. Поменять — есть. Главный догмат чиновника — ничего не менять. Пенсия, социальные гарантии, детский сад, очередь на квартиру — это стабильность. Когда привыкаешь имитировать деятельность, то уже и работать где-то еще страшно. Вы приходите на прием к человеку, который боится. Начальства, вас, ситуации в стране, тещи/свекрови и конечно конца света, наступившего до получения квартиры. Чего вы хотите от человека наполненного необузданным страхом? Вежливости и понимания? Ах, оставьте. Неприлично конечно сравнивать собак с людьми и наоборот, но вспомните как ведет себя собака, когда боится. Это оскал агрессии. На агрессию ныне может решиться не каждый, а вот оскал хамства и равнодушия — очень распространенная гримаса. Что мы делаем с собакой, когда она нас так активно боится? Пытаемся к себе расположить, так? Меняем интонацию голоса, зовем по имени, пытаемся подкормить и погладить. Ничего не напоминает?

Мы пытаемся победить агрессию лаской — это абсолютно логично звучит и практикуется по отношению к собаке. Почему мы презираем этот путь, общаясь с человеком, который решил не заниматься самостоятельным бизнесом?

Еще одно привычное состояние жизни чиновника — скука. Боясь самому что-то изменять в своей жизни и повседневной деятельности — он ничего не делает, не меняет и как результат - получает абсолютно однообразные дни. Так собственно и устроена пресловутая вертикаль власти. Очень скучно. Привыкнув к этому глобальному однообразию, человек уже даже раздражается, когда вы слишком резко пытаетесь его из этого состояния вырвать. Как он реагирует? Снова неприязнь к чужому и развеселому посетителю.

И наконец, пункт третий — равнодушие. Парадокс в том, что мы всегда или почти всегда ждем неравнодушия. Летом мне стало плохо на Чистопрудном бульваре — осел по стене дома. Вполне прилично одетый мужчина подошел, спросил, чем поможет помочь, и побежал. Обращаю ваше внимание: ПОБЕЖАЛ в аптеку за валидолом. Я от удивления почти сразу выздоровел. Однако ждать неравнодушия — смешно и нелепо. Мы статистика, поток, посетители, но главный наш грех — прошение. Мы чего-то хотим. Всегда и очень навязчиво. Представьте нудеж собственного ребенка: купи машинку, купи машинку. Обращаю ваше внимание: как только ребенок обижается на то, что вы не пытаетесь выполнить его просьбу немедленно, вы тут же удивленно обижаетесь на то, что он посмел еще и обидиться на вас. Вспоминаете? Поэтому нет ничего удивительного, что чиновники хамовато раздражены и агрессивно равнодушны. Это итог соприкосновения их тонкой натуры с внешним раздражителем. Чиновник — не собака. Перед нами человек, а человеку с активной коммуникацией свойственно чувствовать первичный настрой собеседника. Попробуйте сейчас полностью воссоздать эмоциональный настрой встречи чиновника с просителем. Человеку скучно, он полон страха, его раздражает всё, что ломает его привычный устой, и тут приходите Вы, считающий его плохообразованным, тупым и взяточником. Вы его презираете и со всей наглостью еще и чего-то от него хотите. Человек чувствует ваше презрение. Почти всегда. Эту эмоцию очень сложно скрыть. Так чего вы ждете от этой встречи? Чтобы чиновник ровно выполнил свои должностные инструкции? Нет. Даже автоответчики ломаются.

Вот мы и пришли к совету дня. Сложно скрыть презрение к человеку, значительно проще научиться его не презирать. Попробуйте, это увлекательный процесс. Видеть человека с его недостатками и несовершенной судьбой. Которому где-то очень глубоко хочется не бояться, жить в счастье и стабильности, многое дать и оставить детям. Не презирайте. Это главное. Если Вы уж решили общаться с человеком, работать с ним — простите его вводные, их всё равно не изменить. Человеческие отношения и уважение — вот в чем основа.

А теперь, дорогие читатели, ответьте на три простых вопроса о коммуникациях с представителями власти.

Олег Жданов