В последнее время в лексиконе руководителей компаний и специалистов по рекрутингу появилось новое модное слово «лояльность». Лояльность организации, лояльный сотрудник – все эти конструкции на слуху у многих, но дать им четкое определение сможет не каждый. Всему виной размытость формулировок и отсутствие единой концепции к пониманию этой самой лояльности.
В этой связи руководители бизнеса самостоятельно вырабатывают для себя критерии лояльности и затем «примеряют» их на своих подчиненных. Вот и получается, что для одного начальника лояльность будет граничить с личной преданностью, а для другого формального соблюдения всех правил и регламентов будет уже достаточно.
В общепринятом смысле лояльный сотрудник – это тот, на которого можно положиться. Он всегда выполняет порученное ему задание, а если не может этого сделать, то обязательно предупредит об этом своего непосредственного начальника.
Очень много проблем руководителю создают сотрудники, которых не уволили вовремя. А именно, в тот самый момент, когда выяснилось, что сотрудник нелоялен к руководителю и организации. Очевидно, что ваш подчиненный должен обладать знаниями и соответствующей квалификацией. Он должен превосходно разбираться в специфике порученного ему участка. Но, к сожалению, одной квалификации слишком мало! И существует тысяча причин, ввиду которых первоклассный специалист будет работать спустя рукава.
Ему может не нравиться зарплата, отсутствие соцпакета, раздражать бытовые офисные неудобства и т.д. Такие сотрудники попадают в категорию «офисных жалобщиков», которые никогда не упустят ни одной возможности посетовать коллегам на свою тяжелую долю. Стоит ли говорить, что подобные настроения распространяются со скоростью вирусной инфекции и способны перекинуться на других, не зараженных этой болезнью сотрудников? Но и это еще полбеды.
Настоящая опасность кроется в тех сотрудниках, которые вообще не считают вас за начальника. Они вам ни в чем не противоречат и не оппонируют. Они просто не видят в вас лидера и безразличны к вам и к вашему делу. Довольно часто (но не всегда) это случается с теми, у кого изначально имеется избыточная квалификация. Такие сотрудники имеют большой опыт, они прошли «огонь и воду» и теперь воспринимают вас не как своего начальника, а как попутчика. Вы для них – лишь инструмент, очередная ступень в карьерной лестнице и красивая строчка в резюме. Они могут соблюдать все принятые в компании нормы и правила. Но это не будет являться показателем лояльности.
Нелояльные сотрудники любят играть в игру «подивимся тупости/глупости/эксцентричности (нужное подчеркнуть) нашего руководства». И в эту игру они никогда не играют в одиночку. Чем шире круг, тем лучше. Но обязательное условие заключается в том, чтобы правила игры соблюдались всеми! Если кто-то решится встать в оппозицию и усомниться в тупости шефа, то первоначально он подвергается общественному порицанию, а при повторном нарушении – остракизму, т.е. изгнанию из игры. Делается это из соображений безопасности, так как никто не желает, чтобы о данной игре стало известно самому руководителю. А несогласные – народ ненадежный, могут и доложить.
В силу своего подчиненного положения, сотрудники очень охотно отзываются на эту игру. Ведь им предлагается весьма привлекательная парадигма, в которой начальник всегда неправ. Именно поэтому нелояльные сотрудники с такой легкостью собирают вокруг себя единомышленников и тех, кто еще не определился в своих симпатиях. А можно ли вообще как-то определить степень лояльности сотрудника? К сожалению, универсальной лакмусовой бумажки нет. Но есть некоторые критерии, которые позволят вам сделать более-менее точные выводы о том, насколько человек лоялен к вам.
1. Задавайте вопросы. Если сотруднику нечего скрывать, он ответит вам четко и правдиво. Круг вопросов не обязательно должен ограничиваться работой. Иногда личные вопросы позволяют составить о работнике более точное представление, чем любые расспросы о его деятельности в организации. Если на личные вопросы сотрудник отвечает уклончиво, явно стараясь что-то утаить от вас, то это уже повод задуматься. Хотя зачастую всё настолько лежит на поверхности, что никаких личных вопросов не требуется.
В своё время я работала бухгалтером в строительной компании. Участки строительства находились в различных регионах и в этой связи генеральный директор не имел возможности лично контролировать ход строительства объектов. Он привык во всем доверять своим прорабам и начальникам участков. Многих он знал не один год. Шеф был уверен, что его окружают лояльные и ответственные люди.
Однако же, когда к нам в бухгалтерию поступали документы по закупкам с участков, было вполне себе очевидно, что отдельные прорабы ведут не совсем честную игру. Путем несложных манипуляций они явно фальсифицировали документы, а «сэкономленные» таким образом денежные средства клали себе в карман. Всё это было мне интуитивно понятно, но… доказательств не было. Тогда пришлось пойти на хитрость.
В конце каждого месяца все прорабы обязаны были заполнять форму М29 – ведомость по списанию купленных материалов. В ведомость попадают только те материалы, которые специально приобретались для конкретного участка. Во имя проверки честности служащих, я намеренно увеличила количество материалов по отдельным позициям, а кое-где вписала те материалы, которые сами прорабы вообще для себя не приобретали. И каково же было моё удивление, когда в итоговых ведомостях М29 наши доблестные сотрудники все добросовестно списали! Лишь с одного участка мне позвонил взволнованный прораб, который очень хотел узнать, когда это он умудрился приобрести столько материалов? Остальные же не задали ни одного вопроса. Списали всё так как есть.
И я прекрасно знала почему. Они настолько привыкли заниматься фальсификацией документов, что уже сами не помнили, сколько и чего они купили реально, а сколько получили только лишь по бумагам.
2. Любая ложь однозначно свидетельствует о нелояльности. К этой же категории можно отнести полуправду, утаивание некоторых фактов и шантаж. Если сотрудник начинает говорить о том, что его зовут к себе ваши конкуренты, но он с удовольствием останется, вот только нужно, чтобы вы повысили ему зарплату, достали для него звезду с неба и т.п., то можете смело с ним расставаться. Он всё равно от вас уйдет.
3. Проверьте, не пытаются ли ваши сотрудники ступить на вашу территорию. Речь здесь идет не о физической территории, а о ваших полномочиях, на которые ваши подчиненные не имеют права покушаться. Сотрудник не должен лезть к вам со своими советами тогда, когда вы его об этом не просите. Если же он слишком активно навязывает вам свою правоту, то можно сделать вывод о том, что он сомневается в вашей компетенции и в вашей способности руководить. Он пытается посягнуть на ваши права и тем самым присвоить их часть, а это недопустимо.
В Америке сотруднику, в отношении которого принято решение об его увольнении, дают всего один час на то, чтобы собрать свои вещи под бдительным присмотром службы безопасности. Как видите, ни о каком гуманизме речь здесь не идет. Просто стоит помнить, что вред, приносимый нелояльным сотрудником, много больше пользы от его труда.
Невозможно требовать преданности от всех своих подчиненных. Но очень важно, чтобы у вас на ключевых позициях стояли те люди, на которых действительно можно рассчитывать в трудную минуту. Люди, которые не отвернутся, не предадут и не сбегут к конкурентом в самый ответственный момент. Это и есть ваш актив, с которым будет не страшно покорять новые вершины.
Автор: Екатерина Ильченко
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Нелояльный сотрудник
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат