В мировой экономике рецессия? Ну и что? Если вы талантливы, если умеете вести бизнес небанально, не боитесь смелых решений, вы обязательно добьетесь успеха, считает автор бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Йонас Риддерстралле. Эксклюзивное интервью со звездой на E-xecutive.ru.
Автор бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Йонас Риддерстрале – враг шаблонных решений. Он полагает, что бизнес должен быть в funky в любых обстоятельствах. Особенно в условиях кризиса. Об этом он заявил в эксклюзивном интервью E-xecutive.ru.
E-xecutive.ru: Глобальная экономика испытывает трудности: Европа в рецессии, Китай замедляет рост, в США не решена проблема долгов. До funky ли в этих условиях?
Йонас Риддерстрале: Я не вполне соглашусь с описанием тенденций в глобальной экономике. Если вы посмотрите прогнозы экономического роста и сравните их с показателями предыдущих периодов, то увидите, что раньше национальные экономики росли со скоростью примерно 3,4-3,7% в год, а теперь мы счастливы, если рост составляет хотя бы 2,5%. Но это не значит, что все плохо. Обратите внимание на американскую экономику, она достаточно быстро преодолевает кризисные явления. В ЕС положение более тревожное. Я считаю, что Европе не хватает конкурентоспособности, в том числе, если хотите, бизнеса в стиле funky. В Китае происходит перезагрузка: страна переходит от индустриальной фазы к следующей – инновационной. Этот переход позволит Китаю повысить эффективность национальной экономики. При этом Китай вызывает множество дискуссий по таким проблемам как открытость общества, демократия, права и свободы человека. Эти вопросы исключительно важны, если страна собирается делать ставку на инновационную экономику, для которой креативность значит очень многое. Хочу надеяться, что положение дел в этих сферах в Китае улучшится. Есть ли в этих условиях возможность вести funky бизнес? Несомненно: funky в моем понимании – нестандартный, небанальный бизнес, которому безусловно есть место в наше время: у нас невероятные перспективы, гораздо более захватывающие, чем мы можем себе это вообразить, наше будущее связано с инновациями, со способностью создавать нечто новое путем проб и ошибок и с доброжелательным отношением к этим ошибкам, поскольку без них инноваций не бывает.
E-xecutive.ru: Как эти процессы скажутся на потребителе? Homo economicus умер или еще жив?
Й.Р.: Не уверен в том, что он вообще существовал. С одной стороны, Homo economicus представляет собой теоретическую конструкцию в сознании экономистов. С другой стороны, потребитель сейчас ведет себя все более рационально, потому что имеет беспрецедентные возможности сравнивать предложения, используя возможности интернет-магазинов, таких как Amazon, причем сравнивать в глобальном масштабе. С третьей стороны, располагая огромной информацией, полученной в результате этих сравнений, человек в итоге делает выбор на основании эмоциональных, а не рациональных мотивов, например, покупает iPhone, а не смартфон Nokia или Samsung, не потому что у iPhone лучшая цена или лучшая электроника, а потому что он хочет, чтобы гаджет отражал его индивидуальность, его опыт. В связи с этим наиболее успешными в современном мире оказываются именно те компании, с брендами которых пользователи связывают подобные подобные настроения.
E-xecutive.ru: Значит ли это, что funky бизнес ориентирован прежде всего на молодых людей?
Й.Р.: Я бы сказал, на людей с молодым сердцем. При этом я хочу заметить, что идеи свободы, конкуренции, капитализма, рыночной экономики для стран бывшего Восточного блока и в Азии относительно новы, поэтому их разделяют прежде всего молодые люди. Отношение этих людей к миру имеет значение для бизнеса: компания не добьется успеха, пока не завладеет их вниманием, не привлечет их эмоционально. С этой точки зрения бизнес в стиле фанк действительно ориентирован на молодых.
E-xecutive.ru: Для молодых людей, о которых вы говорите, общность в социальных сетях важнее, чем семейные связи. Почему так происходит?
Й.Р.: Социальные сети помогают людям «достраивать» собственный образ, делая себя лучше или хуже. Это – новый институт, позволяющий взаимодействовать «эго» многих людей. В результате этого взаимодействия возникают беспрецедентные общности, объединения людей связанных культурными, религиозными или какими-то иными интересами. У моих детей, возраст которых 11 и 15 лет, множество друзей в социальных сетях по всему миру – некоторые из них реальные друзья, некоторые – виртуальные. При этом обычно у людей есть очень ограниченный круг контактов, которыми они действительно дорожат, этот список растет очень медленно. Страницу в Facebook я забросил пару лет назад, это занятие явно не для меня, но если другим нравится – пусть они поддерживают аккаунты в сетях, возможно, это ценный для них опыт.
E-xecutive.ru: Как вы относитесь к онлайн-образованию: действительно ли за ним будущее, или это только имитация образования?
Й.Р.: Это зависит от многих аспектов. E-learning требует от преподавателей совсем иных компетенций, чем реальный класс: то что работает в обычной школе, не работает в интернете. Я полагаю, что интернет 2.0 или 3.0 сможет, в том числе с использованием социальных сервисов, предложить людям нечто новое в образовании. Классическая образовательная модель настроена на передачу информации и только: преподаватель передает знания слушателям. Новая модель основывается на иных принципах: во-первых, у каждого человека есть определенные знания, которыми он может поделиться с другими. Во-вторых, знания все время трансформируются. Поэтому виртуальный класс – место, где знания не только передаются, но и создаются. Возможно, это гораздо более продуктивная модель, чем классическое образование.
E-xecutive.ru: Где вы сейчас преподаете?
Й.Р.: Я – приглашенный профессор в Ashridge Business School в Великобритании, кроме того я преподаю в Швеции в составе тренерской команды вместе с моими коллегами по Stockholm School of Economics. У нас есть обучающие программы по лидерству, по менеджменту. Также я участвую в корпоративных образовательных проектах.
E-xecutive.ru: Чему сегодня должна учить бизнес-школа?
Й.Р.: Думаю, что ответ на этот вопрос частично дал Стэн Дэвис в книге «Видение 2020», изданной много лет назад. Он сказал, что школа будущего – это не школа и не здание. Я считаю, что он прав. Бизнес-школа – это, конечно же, не здание. Сомневаюсь, что в бизнес-школе нужно изучать в таком объеме практику менеджмента. Обратите внимание, как увеличиваются расходы бизнеса на образовательные проекты: компании стараются обучать своих сотрудников, причем разными методами – и с помощью E-learning, и путем обучения прямо на рабочем месте. Обучение при этом длится 7 дней в неделю, 365 дней в году, оно интегрировано с практикой. Я считаю, что наши представления о том, что такое бизнес-образование, пора обновить.
E-xecutive.ru: Пользователи нашего портала, живущие в России и на Украине в общении с редакцией E-xecutive.ru высказывали мысль, что нашим странам показана «новая индустриализация» или реиндустриализация. Вы с ними согласны?
Й.Р.: Безо всякого сомнения часть индустриальных функций, ныне переданных на условиях аутсорсинга в Азию, в частности, в Китай, в конце концов вернется в Европу, в том числе в Восточную Европу, страны которой могут обеспечить относительно низкие цены на продукцию. Таким образом, в краткосрочной перспективе у России и Украины может появиться некоторый шанс. Но в долгосрочной перспективе ставку нужно делать не на обработку сырья, а на отрасли с высокой добавленной стоимостью, на интеллектуальную деятельность. Я понимаю, что политикам в России и на Украине трудно сделать этот выбор, но все же они будут вынуждена сделать его: экономика, базирующаяся на интеллекте людей, более устойчива, чем экономика, основывающаяся на минеральном сырье.
E-xecutive.ru: Девять лет назад вы давали интервью порталу E-xecutive.ru. Как за это время изменились ваши взгляды?
Й.Р.: Вероятно я недооценил некоторые тренды, о которых мы с Кьеллом Нордстремом говорили в книгах «Бизнес в стиле фанк» и «Караоке -капитализм», хотя картину, которая дана в этих книгах, я по-прежнему считаю верной. Возможно, я переоценил значение интеллекта, человеческого капитала для современной экономики. Когда я работал над этими книгами, то был искренне убежден в том, что, если вы хотите построить современный успешный бизнес, то самый главный ваш рычаг – в интеллектуальный капитал. В реальности произошло нечто иное (в этом нас убеждает опыт Китая и Индии): знания очень быстро становятся чем-то вроде товара, commodities. Сейчас я считаю, что линия фронта, «фронтир», проходит через вовлечение: успешна та компания, которая умеет делать бизнес sexy inside.
Беседовали Андрей Семеркин, Инна Примак, E-xecutive.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- "Делайте бизнес Sexy inside"
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
"Делайте бизнес Sexy inside"
Из выпуска от 17-12-2013
рассылки "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа
Автор: