Интриги возникают только в успешных компаниях, где есть, что делить. Если правильно управлять грызней между сотрудниками, то бизнес только выигрывает. Почему и как междоусобицы вдохновляют людей на трудовые подвиги, рассказывает Сергей Занин.
Взгляд с вершины
Интриги и междоусобицы ― это один из объективных критериев вашей работы. Если они есть, значит, вам удалось создать прибыльный бизнес. Ведь объективный смысл интриг ― прорваться ближе к хозяину и получить кусок пирога с его стола. Больше пирог ― больше интриг.
Однако все хорошо в меру. Интриги не должны мешать основным задачам компании. Поэтому время от времени хозяину приходится вмешиваться, чтобы остудить страсти, мирить сотрудников. Это тоже неплохо, потому что он получает возможность выступить в роли царя Соломона и лишний раз продемонстрировать свое моральное и умственное превосходство.
Отдельно взятый хозяин может не любить интриги, недовольно морщиться, слыша льстивые речи, смеяться в душе, глядя на возню вокруг его персоны. Но он не может переделать человеческую природу, стремление своих работников быть как можно ближе к источнику власти, денег, льгот и чинов. Напомню, что все они хотят вас использовать ― получить максимум благ и (или) уничтожить конкурентов, которые хотят того же.
Ничего страшного в этом нет. Пусть себе грызутся на здоровье, доносят и жалуются друг на друга. Главное, чтобы это не мешало вам управлять и зарабатывать деньги.
Главное, чтобы не страдало ваше дело.
Многие хозяева получают удовольствие, наблюдая за толчеей у трона. Приятно, когда сражаются за место у ваших ног. Приятно, когда вас добиваются и завоевывают. Кое-кто из хозяев намеренно культивирует интриги, намеренно сшибая лбами работников.
Он всегда тайком поддерживал распри между рабами и взаимную вражду ― их единодушие казалось ему подозрительным и опасным. Тех, кто совершил злодеяние, заслуживающее казни, он осуждал на смерть не раньше, чем все рабы согласно решали, что преступник должен умереть.
Плутарх о Катоне Старшем
Другим вся эта суета безразлична. Но, независимо от вашего отношения, она полезна для вашего дела. Чтобы доказать свою нужность и ценность, работники демонстрируют чудеса работоспособности. Они делают то, чего бы не стали делать в более комфортных условиях. Это самое настоящее соревнование, и если оно не ограничивается только интригами и лестью, ничего плохого в нем нет.
И напротив, если вокруг демократическая тишина, если сотрудники не бросают дела и не подскакивают с места при появлении хозяина, то это плохой знак. Он означает, что хозяин не представляет для них реальной ценности, его можно не бояться и не проявлять должной почтительности.
Почему? Возможно, потому что бизнес слишком маленький или находится в таком кризисе, что делить больше нечего. Или что подлинным хозяином является совсем другой человек, например, один из топ-менеджеров.
Здоровый карьеристский дух лучше равнодушия. Сотрудник Третьего ранга стремится стать Сотрудником Второго Ранга и получить сопутствующие этому званию привилегии и бонусы. В конце концов, только хозяин определяет критерий карьерного роста и кого в его компании повышают в первую очередь ― работяг-профессионалов или беспринципных льстецов и доносчиков.
Если вы выберете в качестве таких критериев трудовое усердие и конкретные результаты, то получите атмосферу напряженного соревнования, в котором побеждают самые ценные для вашего бизнеса люди.
Для информации:
Более 18% россиян согласились бы переспать с начальником или начальницей, чтобы избежать увольнения в период кризиса. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного агентством HeadHunter. 49% признались, что готовы совершить неэтичный или аморальный поступок, чтобы сохранить рабочее место. Более 44% опрошенных готовы солгать, 13% могут присвоить себе чужие заслуги, 12% ― «подставить» коллег тем или иным способом. 3% респондентов готовы «на все», чтобы не потерять работу.
Верховный судья
Я вхожу в кабинет хозяина с жалобой. Сотрудники моего управления не щадят сил, стараясь увеличить число клиентов. Но все их усилия идут прахом из-за отвратительной работы операционистов в отделениях банка, которые отпугивают посетителей грубостью и медлительностью.
Возмущенный хозяин тут же вызывает на ковер начальника управления расчетно-кассового обслуживания. Посмотрев на меня недобрым взглядом, она объясняет, что ее сотрудники здесь не при чем, а виноваты лишь грубые и невежественные посетители, которым невозможно угодить.
Далее завязывается спор, в котором обе стороны апеллируют к хозяину. А тот должен вынести вердикт на основании, как правило, неполной и субъективной информации, да еще в накаленной ситуации, когда противники яростно отстаивают свою правоту.
Я ему не завидовал. Но он был хозяин заведения, и это было его работа ― решать.
Глава бизнеса ― это верховный судья. К нему идут с доносами, жалобами, прошениями, просьбами поддержать во внутренних конфликтах.
Слушайте, слушайте, слушайте. И не спорьте. Соглашайтесь со всеми и не спешите с оргвыводами. Они могут думать, что если вы выразили согласие с их позицией, то в вашем лице они нашли союзника. Какая разница, что они думают? Значение имеет только то, что думаете вы.
Исходите из того, что истины вы никогда не узнаете. Каждая сторона будет красноречиво доказывать свою правоту и разоблачать происки оппонентов. Кто-то покажется вам более правым, но только потому, что он более красноречив или имеет больше опыта в таких схватках.
Поэтому остерегайтесь принимать решение немедленно, под влиянием эмоций или убедительных аргументов. В споре маркетологов и операционистов надо запросить дополнительную информацию, чтобы понять, есть ли реальные отказы клиентов от обслуживания (а если есть, то много ли их было) и объясняются ли они только плохой работой операционистов.
Возможно, клиенты ушли из-за изменений тарифов, из-за неудобного времени работы отделений банка. Возможно, один руководитель сводит счеты с другим, и вы рискуете стать орудием, который используют противники. Возможно, самого начальника управления развития ввели в заблуждение его собственные сотрудники, и на самом деле уход клиентов не превышает средних показателей. И так далее.
Собирайте информацию. Задавайте вопросы. Принять решение можно и потом.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Как управлять интригами среди сотрудников
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Как управлять интригами среди сотрудников
Из выпуска от 23-10-2013
рассылки "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа
Автор: