Бизнес в России по-прежнему сталкивается со множеством препятствий, но состоятельные предприниматели оптимистично оценивают перспективы своей деятельности, многие планируют расширяться. Специфика России сказывается в том, каким образом они собираются финансировать это расширение и как хотят сохранить заработанное, следует из результатов исследования банка UBS совместно с Campden Research
Исследование «Российская бизнес-элита: проблемы наследования и управления частным капиталом», обнародованное 9 октября в офисе банка UBS, проводилось совместно UBS и Campden Research — подразделением Campden Wealth, поставщика информации, новостей и образовательных программ для владельцев семейных фирм и семейных офисов.
Путь к успеху
В России бизнес более рискованный и более доходный в случае успеха, чем в зрелых экономиках. Поэтому в последние годы темп прироста благосостояния местных миллионеров достигал 90%, отмечается в исследовании. Основное число респондентов обладает личными активами от $50 млн и владеет бизнесами с годовой выручкой от $50 млн до $1 млрд. 80% респондентов оказались жителями Москвы, где в настоящее время создается 80% российских личных состояний, указали исследователи.
В этом году данные свидетельствуют об усилиях, прилагаемых российскими предпринимателями для приумножения или по крайней мере сохранения капитала в трудных глобальных экономических условиях. «Некоторые наблюдатели могут подумать, что вести бизнес в крупнейшей стране мира, чья экономика занимает восьмое место по объему ВВП и обладает огромными природными ресурсами, было во многих случаях проще, чем в других регионах мира», — отмечается в отчете. Но общая экономическая ситуация ухудшилась как в стране, так и за ее пределами.
Деньги мало заработать, нужно еще их и сохранить. «В России путь к богатству часто отличается от пути к его сохранению, — отмечают исследователи. —
Все без исключения респонденты (против 94% в прошлом году) отметили отсутствие в России уважения к праву собственности».
Как заработать
Среди основных препятствий для развития бизнеса бизнесмены из России отметили проблемы, связанные с существованием государства: коррупцию (65%) и госрегулирование (50%).
По наблюдению главы подразделения по управлению частным капиталом UBS в России Штефана Ройттера, проблема коррупции может обостриться в случае существенного увеличения доли госкомпаний в экономике России, где уже наблюдаются признаки превалирования государственного бизнеса над частным.
При этом помощи от государства бизнесмены видят мало — 80% ощущают «ограниченную поддержку» правительства малого и среднего предпринимательства, а оставшиеся 20% не видят никакой поддержки. 95% предпринимателей (против 91% в 2012 году и 90% в 2011 году) считают, что реформы, затрагивающие корпоративное управление, не находят поддержки в самих компаниях. «Ведение бизнеса в России по-прежнему сопряжено с множеством трудностей, и правительству необходимо сделать гораздо больше для создания более благоприятной бизнес-среды», — сказал Дэвид Бейн, шеф-редактор Campden Wealth.
Те же ограничения, которые называют чиновники, для бизнесменов гораздо менее значимы: замедление спроса (важно для 20%), доступ к кредиту (для 15%), денежные потоки (для 10%). Большей проблемой на этом фоне становится дефицит квалифицированных кадров (значимо для 45% опрошенных). Как заявил директор аналитического отдела Campden Wealth Эндрю Портер, в России проблемы с качеством образования, предприниматели продолжают страдать от разрыва между навыками выпускников вузов и потребностями компаний.
При этом бизнесмены выражают осторожный, но оптимизм: 60% из опрошенных считают, что экономический кризис открыл новые возможности для их бизнеса. И это позитивный факт, учитывая традиционную для русской ментальности осторожность в выражении позитивных ожиданий, отметил Ройттер. «Несмотря на все трудности, российские предприниматели демонстрируют значительную стойкость, многие из них продолжают инвестировать в России, — отметил Бейн. —
Это свидетельствует скорее о широких возможностях, которые открываются в стране, нежели о поддержке со стороны государства».
Но специфика развития бизнеса в России такова, что не предоставляет стимулов для расширения за счет капиталов новых участников. 95% опрошенных бизнесменов заявили, что в принципе не собираются выходить на биржу. Никто из них не заинтересован в публичном листинге, отметил Портер.
Предприниматели не хотят «раскрываться», поскольку опасаются ослабления своих позиций относительно конкурентов, остающихся в более рисковой «серой» зоне и получающих вследствие этого дополнительную прибыль, добавил Ройттер.
Из этого вытекают и предполагаемые источники расширения бизнеса — абсолютно все надеются на собственные денежные потоки, и лишь около трети рассчитывают на заемные средства и (или) прямые инвестиции.
В отличие от ситуации, часто распространенной в западных странах, а в России — в малом бизнесе, богатеи практически не привлекают в свой бизнес родственников. Лишь один из двадцати опрошенных признался, что в его бизнесе участвуют «другие родственники» (неблизкие), и такое же соотношение положительно ответивших на вопрос о перспективе привлечения в свой бизнес детей.
Как сохранить
Относительная «закрытость» предпринимателей в России сказывается и в их решениях об управлении заработанным.
При выборе управляющего их капиталами для бизнесменов важны прежде всего репутация управляющего и его рекомендации (близко к максимальным 5 баллам по значимости), а также конфиденциальность (4,8 балла). При этом «трансграничная деятельность», «культурная эмпатия» (грубо говоря, способность найти общий язык) и «навыки общения» важны в наименьшей степени (3,6–4 балла). Не слишком важен и вопрос стоимости управления (4,1 балла).
А для защиты активов бизнесмены значительно чаще обращаются к юристам, чем к бухгалтерам. 85% респондентов заявили, что предпочитают осуществлять стратегии защиты активов, работая с местными юридическими фирмами (против 35% в прошлом году). 75% предпринимателей (против 41% в прошлом году) также обращались с этой целью к международным юридическим фирмам. Соотечественникам отдается явное предпочтение (для бухгалтеров разрыв в три раза, 30% случаев против 10%).
При этом в целом выросло недоверие бизнесменов к управляющим частным капиталом. В 2012 году все опрошенные предприниматели предпочитали получать консультации о защите активов у банков, но в 2013 году лишь 80% респондентов по-прежнему готовы использовать этот путь.
Удвоилось число респондентов, заявивших, что услуги по управлению частным капиталом не помогли им достичь их финансовых целей.
В результате сократилась доля респондентов, считающих, что иностранные банки опережают российские банки по уровню профессионализма (с 84% в 2012 году до 40% в 2013 году). Позитивным для бизнесменов стала возможность полагаться на локальные банки и локальные услуги, подчеркнул Портер.
Зато заметно возрос интерес к благотворительности, говорится в исследовании. Основные цели филантропической деятельности предпринимателей по частоте — социальное обеспечение (69%) и борьба с бедностью (50%).
При выборе объектов инвестирования наибольшую популярность удерживает недвижимость: 85% бизнесменов «вкладываются» в realty в России и 70% — за рубежом. Популярны также вложения в акции, но здесь предпочтение отдается уже иностранным equities (80% против 60%). Характерно, что
40% предпринимателей держат деньги за рубежом в «наличности»
(в исследовании к этому пункту относятся также банковские депозиты) и лишь 5% — внутри страны. Как заметил Ройттер, при этом предпочтение отдается в основном долларам.
Последствия банковского кризиса на Кипре вызвали беспокойство в отношении иностранных банков, увеличив готовность обращаться к банкам из России по сравнению с данными предыдущих опросов. «По различным независимым оценкам, накануне кипрского кризиса объем средств российских вкладчиков в банках Кипра составлял примерно €15 млрд. Хотя лишь 10% опрошенных предпринимателей заявили, что их затронула навязанная ЕС «стрижка» кипрских депозитов, многие состоятельные россияне вывели свои средства с Кипра, — отметили исследователи. — Как следствие,
в 2013 году наиболее популярными офшорными юрисдикциями стали страны Карибского бассейна и Швейцария,
несмотря на то что Швейцария отказалась от многих положений о банковской тайне, а швейцарский франк уступил в популярности среди россиян доллару США и рублю».
Кризис отрезвляет
Бизнесмены не ожидают от своих вложений такой же большой доходности, как от своего бизнеса в России, для них это именно способ сбережений. Около 90% опрошенных ожидают отдачи от недвижимости и ценных бумаг в пределах 10–20% годовых. Хотя и от совсем защитных стратегий они начали отказываться, о чем, по мнению Портера, говорит полное отсутствие планов инвестировать в золото.
Причем, по его наблюдению, бизнесмены по сравнению с прошлым годом формируют более конкретные, определенные планы по управлению. «Российские предприниматели стали более серьезно изучать способы сохранения капитала, — заключили исследователи краткие итоги опроса. — В этом году значительно снизилась доля респондентов, не имеющих плана в отношении своих активов: предприниматели осознали, что
мировой экономический кризис и локальная неопределенность могут негативно сказаться на их капиталах, если ничего не делать.
В результате по сравнению с 2012 годом втрое увеличилось число респондентов, которые разработали план управления состоянием на следующие пять лет».
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Деньги - в долларе, бизнес - в тени
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат