Подвозить воду на велосипеде, терпеть удары без возможности дать сдачи, тестировать автомобиль, на котором выигрывать будет другой, таскать тяжеленную сумку с клюшками и протирать до дыр шорты на скамейке запасных…
Так со стороны болельщика выглядит удел спортсменов, которые в силу разных обстоятельств вынуждены находиться на вторых ролях, делая всё для того, чтобы выиграл другой. Обидно? Может быть, для обычного человека это и может показаться обидным, но не для профессионального спортсмена.
Да, победителю достаётся слава, любовь, титулы, первые полосы газет и журналов, поцелуи поклонниц, прямой эфир на федеральном канале… Но всего этого не было бы без работяг, только благодаря которым чемпион и сумел завоевать своё звание. Это понимает и чемпион, и «рабочая лошадка». Люди, которые с виду остаются на вторых ролях, зачастую делают для победы ничуть не меньше, а может, даже и больше, чем сам триумфатор.
Грегари
Только человеку, не посвящённому во все секреты велоспорта, может показаться, что Тур де Франс выигрывает один гонщик, например, Лэнс Армстронг. Это не так. Армстронг, пусть даже и на допинге, но сумел победить лишь благодаря сплочённой команде, которая «привезла» его к этой победе. И одно из главных мест в команде занимает гонщик, работающий в таком амплуа, как грегари.
Термин «грегари» берёт свои истоки от итальянского слова gregario, которое переводится как «рядовой». И, как рядовые солдаты в армии, они ведут вперёд свою команду, а вся слава достаётся лидерам. Говоря простым языком, грегари — это помощники, жертвующие своими притязаниями на победу ради лидера команды. Они отстают от основной массы гонщиков, чтобы взять высококалорийную водяную смесь и, догнав пелотон, передать её лидеру, чтобы тот восстановил силы. Они жертвуют своими велосипедами, если у лидера случился прокол, а рядом нет автомобиля команды. Они везут у себя «на колесе» лидера, чтобы тому было легче разгоняться и поддерживать темп. Они защищают лидера при жестокой борьбе в пелотоне. Они едут впереди лидера в отрыве, чтобы создать ему «воздушный мешок».
Если лидер команды не успел взять сумку с едой на точке питания или заголодал по дороге, его товарищи по команде отдадут своё питание, чтобы он мог победить. Фото: Степан Чаушьян, АиФ.ru
Интересно, что победитель всегда делит свой гонорар между всеми членами команды в равной степени. Поэтому тому же Крису Фруму, который сейчас близок к триумфу на Тур де Франс, достанется ничуть не больше, чем парню, подвозившему ему воду, если Фрум устал или не успел взять свою порцию. Тот же гонщик, которого «везут» к победе, как в российской «Катюше» это делают с испанцем Хоакимом Родригесом, и выбирает себе состав на гонку — на всю веломногодневку. Он подбирает людей, которым доверяет, с которыми ему комфортно.
Кадди
Ещё одна спортивная профессия с непонятным российскому читателю названием — кадди. Её название произошло от французского «кадет», что в переводе означало «младший сын», «последователь» или просто «младший».
Кадди на протяжении всего турнира должен сопровождать гольфиста. Они нам всем хорошо знакомы — «мальчики», которые таскают за игроками в гольф тяжеленные сумки с десятком клюшек и другое оборудование.
Но это только со стороны может показаться, что кадди только и делает, что тягает эту неподъёмную сумку, чтобы разгрузить гольфиста. На самом же деле кадди является одним из главных факторов успеха игрока в турнире. Не зря ведь самый известный гольфист в мире Тайгер Вудс постоянно выступает с одним и тем же кадди.
Кадди помогает гольфисту найти мяч, вычислить расстояние до лунки, рассказывает, какие препятствия могут ждать мяч на пути к лунке, советует, какую клюшку лучше выбрать, подсказывает направление ветра и многое, многое другое — незаменимый человек.
Хотя кадди и получает официальную зарплату, ему, по традиции, полагается и определённый процент от выигранных его гольфистом призовых средств. Обычно на крупных турнирах опытные кадди получают не менее 10 % от общей суммы выигрыша. Официальный же оклад нужен, чтобы при поражении гольфиста кадди не остался ни с чем.
Спарринг-партнёр
Что может быть обиднее, чем подставлять своё тело под жесточайшие удары чемпиона мира по боксу, не имея возможности адекватно на них ответить? Нереальная ситуация, скажете вы? Ан нет. Именно в таком положении находится спарринг-партнёр боксёра, претендующего на самые высокие звания и титулы.
Пока чемпион подрастал, он спарринговался с другими соперниками, которые по статусу были ему равны и имели полное право дать сдачи в тренировочном бою — так и ковались победители. Но, как только тренер и промоутер понимали, что «этот парень будет чемпионом», ему нанимали уже профессиональных спарринг-партнёров для подготовки к решающему бою.
Однако не стоит полагать, что спарринг-партнёр нужен лишь для того, чтобы безропотно терпеть удары соперника и не отвечать на них. Для этого подошла бы и стандартная, дешёвая боксёрская груша. Спарринг-партнёра подбирают отдельно под каждый бой. Если чемпиону предстоит драться со здоровяком, мастерски владеющим левым джеббом, то и в спарринг-партнёры ему подбирают левшу-здоровяка, способного смоделировать ситуацию, в которой окажется «чемпион» на боксёрском ринге. И уже от профессионализма, мастерства и опыта его спарринг-партнёра во многом будет зависеть уровень подготовки к каждому конкретному сопернику.
Но и на улицу спарринг-партнёров может прийти праздник. Например, легендарный тренер Майка Тайсона, Фредди Роуч, работающий с Александром Поветкиным перед боем с Кличко, пообещал платить спарринг-партнёрам другого своего подопечного, Мэнни Пакьяо, по 1000 долларов за каждый нокдаун, в который они отправят «чемпиона» в тренировочном бою. Так тренер пытался приблизить условия тренировки к боевым настолько, насколько это возможно.
Тест-пилот
Наверняка, тяжело быть тест-пилотом легендарной команды «Феррари» в Формуле-1. Вроде бы ты и в команде, и на автомобилях ездишь по тем же самым трассам, и улететь с трека рискуешь не меньше Фернандо Алонсо, а поул-позишн достаются другим, на подиум взбираются и устраивают душ из шампанского тоже другие.
На деле же получается так, что при испытании нового автомобиля, свежих настроек, обновлённого оборудования своей шкурой рискует как раз тестовый пилот. От его мастерства и профессионализма будут зависеть те настройки, которые инженеры сделают перед тем, как вручить автомобиль первому пилоту команды. Неполадки с системой торможения, поломки трансмиссии, отказ тормозов, ошибки в расчётах аэродинамики — всё это выпадает на долю тестового пилота в разы чаще, чем с этим сталкивается основной гонщик.
Но и в деньгах тестовые пилоты, конечно, не обижены. Тем более что основные пилоты при победах, естественно, делятся частью своего выигрыша с командой.
Штурман
И ещё одна обидная на первый взгляд спортивная профессия, связанная с профессиональными гонками на автомобилях — штурман. На этот раз эта позиция касается скорее раллийных гонок, нежели кольцевых.
Все знают знаменитого финского горячего парня Томми Мякинена. Он на плакатах, он в рекламе, он на подиуме, он во всех играх — его имя на слуху и знакомо даже тем, кто ни разу в жизни не видел этапа ралли с его участием. Но знает ли кто-то, как зовут его штурмана?
Как зовут того человека, который сидел рядом с Томми, пока тот на неимоверной скорости и по разбитой дороге нёсся в сантиметрах от глубоких оврагов? Кто знает, как зовут того человека, ошибка которого могла привести к тому, что автомобиль вместе с финской легендой мог не войти в поворот, сорваться в овраг, вылететь в озеро, врезаться в дерево? Как зовут того, кто вверил свою жизнь в руки Мякинена и рисковал погибнуть в аварии не меньше, чем Томми?
Практически никто его имени не знает. Так же, как и практически никто не знает, что и сам Мякинен в своё время начинал с должности штурмана и потом вырос в первоклассного раллийного гонщика, в легенду.
Второй вратарь в ЦСКА
И в качестве шутки можно провести ещё одну из самых обидных спортивных профессий на земле — второй вратарь в московском ЦСКА.
Обычно считается, что голкипер — чуть ли не половина футбольной команды. Так оно и есть в «армейском» коллективе. Капитан команды, первый номер сборной России, наш вундеркинд Игорь Акинфеев — без него в воротах немыслим современный ЦСКА. И ничто не меняется на протяжении уже долгих лет.
Ничто, кроме фамилии второго вратаря в списке запасных футболистов, заявленных на матч. Второй вратарь под Игорем Акинфеевым должен смириться, что победить легенду ЦСКА в равном бою ему не удастся, как не удаётся это сделать никому в России уже на протяжении многих лет. Единственный шанс дождаться выхода на поле — травма Акинфеева. Но желать этого своему одноклубнику, от которого зависит, станет ли ЦСКА чемпионом или нет, — как минимум подло. Вот и меняются люди на скамейке запасных, пока Игорь защищает ворота.
Но в деньгах их не обижают. Если Акинфеев добывает победу в чемпионате, второму вратарю выплачивается тот же бонус, который положен и всей команде. Второй вратарь также заключает выгодный контракт на своих условиях, ведь именно он должен будет подменить Акинфеева, случись что… Например, случись в жизни Игоря Веллитон…
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- 5 самых обидных профессий в спорте
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат