Предприниматель уверен: каждому настоящему лидеру нужна поддержка общества и государства, не только финансовая и законодательная, но еще и моральная

Обозреватель «КП» Евгений Арсюхин написал авторскую колонку «Выбор простой: или ты в стае, или изгой». Текст — о том, что экономику, и вообще развитие государства, двигают вперед сильные личности, если угодно, индивидуалисты. Но в современной России в почете — серость. Серости группируются в стаи, и душат ярких людей. Эти мысли показались близкими Вадиму Ванееву, директору крупного аграрного предприятия из Ростова-на-Дону. Близкими настолько, что он написал свою колонку — в ответ.

«Мне очень близка мысль о том, что сильное государство - это, прежде всего, сильные личности. Я убежден: от того, насколько государство и общество поддерживает таких личностей, зависит его сила. И внутренняя, и внешняя.

Скажу как предприниматель. Без сильной идеи невозможен ни один крупный проект. За каждым крупным достижением стоит яркий человек. Но каждому настоящему лидеру нужна поддержка общества и государства. Я имею ввиду не только законодательную и финансовую поддержку. Хотя, конечно, это очень важно для любого проекта. Я имею в виду еще и моральную атмосферу, общественное одобрение или неодобрение.

У нас в России успешных не любят. Почему? С одной стороны, утеряны ценности трудовых достижений и уважение к человеку труда. С другой, действуют стереотипы тоталитарного государства. Многие хотят приходить на работу в 8-9, уходить в 17-18, усаживаться с пивом у телевизора - и забывать о делах. Не нести никакой ответственности. Ни за что. И при этом получать больше, отдавать меньше. И еще ненавидеть тех, у кого - как им кажется - «незаслуженно» больше материальных благ. Удивительно ли, что производительность труда в России ниже, чем в развитых странах?

Многим просто неведомо, что такое работать 24 часа в сутки, без выходных и праздников, ежесекундно рискуя всем, принимая сложные решения, отвечая за многих людей. А ведь именно так живут бизнесмены. Стандарты мышления советского времени: все должны одинаково зарабатывать, одинаково думать, «не высовываться». Парадокс: в России вроде бы построена рыночная экономика, но у общества еще нет новых идеалов и примеров для подражания, связанных с трудом и успешностью - как результатом труда.

Чтобы подкова начала приносить удачу, говорит народная мудрость, ею нужно сначала подковать коня, а потом пахать, пахать, пахать, и пахать. Россия - богатая яркими талантами страна. Но чтобы талант стал личностью, нужно пройти большой путь. И общество должно иметь право знать соотечественников и достижения, которыми можно гордиться.

Я нередко говорю: человек может жить без мобильного телефона? Может. Когда-то же он жил без него. А без машины? Может. Ездил же на лошадях. А без еды человек обойтись не может. Ни в какие времена. Именно поэтому я занялся аграрным бизнесом. И я хочу, чтобы нашим продуктом гордились люди. Чтобы говорили о нем, подчеркивая, что он произведен в России. До нас в России не было промышленного производства индейки. Сегодня мы производим 40 миллионов килограммов питательного продукта. Мы шли к этому 10 лет. Долгих пять лет я искал кредиты. Мне не верили инвесторы. У меня не было партнеров. Не было команды. Мы начинали в чистом поле. Без инфраструктуры. Без поддержки. Мы сделали то, что сделали, но сколько людей сломалось или вовсе побоялось начать?

Да, в нашей стране бизнес вроде бы поддерживают. Но нередко путь от лозунга к результату так далек, что у бизнеса нет времени добиваться обещанного. Слабые останавливаются, а сильные идут вперед. Так закаляется характер. Так - во многом не благодаря, а вопреки - идет становление сильных личностей и сильных проектов.

Тем не менее, за 20 лет упорного преодоления трудностей, я много раз убеждался в том, что в бизнесе работает правило: «Нет недостижимых целей, есть цели не поставленные». Это правило сильных. И в нашей стране для них - колоссальное море возможностей.

Многие умеют разрушать. Немногие способны строить. Особенно в аграрной сфере. Долгие годы советский и российский АПК считался «черной дырой», в которую уходят безвозвратно любые деньги. Но недалеко время, когда мы - производители продуктов питания в России - начнем конкурировать уже не только внутри страны, а со всем миром. Вот тогда мы в полной мере почувствуем, что такое давление на российского производителя. Не сможет ни одна компания, какой бы она ни была, конкурировать с целой страной, и тем более, с целым миром. В этот момент - особенно сильным проектам - потребуется настоящая поддержка общества и государства.

В стране идет поиск нового пути экономического развития. Назревает момент, когда валовая добавленная стоимость страны будет иметь решающее значение.

Где ее искать? У любого товарного продукта есть две очень важные составляющие. Это добавочная стоимость и возобновляемость ресурсов, использованных в его производстве. Самое неправильное для любой экономики - производить продукты низкой добавленной стоимости из невозобновляемых ресурсов. Это путь в тупик.

Производство продуктов питания - это производство с высокой добавленной стоимостью, из возобновляемых ресурсов (земельные и водные ресурсы России). Именно поэтому наше будущее — не в нефти, газе и металлах, а в аграрном бизнесе.