Толерантность по-питерски: Русскому языку обучим, а выгуливать баранов по Невскому не дадим! Гастарбайтерам уже тесно в Москве. Они двинулись в северную столицу

«Москва, давай до свидания!»

Петербург. Аэропорт «Пулково». Полдень. Это самое горячее время: с перерывом в полчаса садятся сразу три самолета из Таджикистана и Узбекистана, которые везут в северную столицу новых жителей. И так - каждый день.

Из аэропорта течет толпа смуглых мужчин в черных куртках с огромными баулами. Некоторые с женами. Единицы - с детьми. Собираются у автобусной остановки - их встречают представители будущих работодателей. Иду к ним поговорить.

- Я в магазине буду работать, правда, пока сам не знаю, в каком, - отвечает мне 48-летний Нурмат из Таджикистана. Он работал в Москве десять лет, ненадолго вернулся домой, а сейчас вот приехал в Питер.

- Я тоже в Москве три года работал, ремонт делал. Сюда на стройку приехал, меня сейчас встретят, заберут, - добавляет другой приезжий, 30-летний Ильяс. Он хмурится, вытирая руки от краски: миграционная служба только что сняла у него отпечатки пальцев.

- А почему не в Москву возвращаетесь?

- Найти работу стало трудно, и платить стали меньше. А в Питере, говорят, к нам лучше относятся. Люди культурные. Если спросишь дорогу, все объяснят. А в Москве назло отправят в другую сторону. Да и красиво тут. Мосты...

Судя по тому, что трудовых мигрантов в Питере с каждым днем все больше и больше, Москва для них уже стала тесной. Они потянулись в другие мегаполисы. В первую очередь - в Петербург. Недалеко от Москвы, тоже вроде как столица, хоть и вторая. Стройки повсюду, рабочих рук не хватает. Мосты опять же...



«У нас не принято плевать шелуху на тротуар»

Сколько точно сейчас в городе трудовых мигрантов, не знают ни в Смольном, и в Федеральной миграционной службе. Официально в Питере одномоментно находятся пятьсот тысяч иностранцев. Большинство из них, конечно, иностранные туристы. Остальные имеют разрешение на работу. Но, как и в Москве и в любом другом городе, есть официальная статистика и неофициальная реальность: так вот, согласно ей в городе уже под миллион гастарбайтеров, почти столько же их в Москве! Если учесть, что в Питере недавно появился на свет пятимиллионный житель, то, выходит, каждый пятый здесь - мигрант.

И вот уже губернатор Петербурга Георгий Полтавченко признал, что ситуация с приезжими - на грани.

- В нашем городе не принято щелкать семечки и плевать шелуху на тротуар, - сказал он, будучи не так давно в питерской редакции «КП». - И еще у нас не принято держать баранов в квартирах, тем более их выгуливать в центре города. Поэтому мы должны людям объяснять, куда они приехали, какие у нас традиции. Они должны понимать, что эти традиции надо соблюдать, чтобы сохранились мир, спокойствие и нормальные отношения между гостями и жителями Петербурга.

В то время как власть пытается изобрести волшебную формулу мирного сосуществования местных и приезжих (надеемся, что это им удастся), простые питерцы с изумлением знакомятся с обычаями новых жителей культурной столицы.

Тысяча и одна претензия

Молодая мама Света Павлова сама пришла к нам в питерскую редакцию. Рядом с ее домом расселили аварийную пятиэтажку. И свободные квартиры тут же заняли трудолюбивые южные парни.

- Их сотни, ведут себя, как в ауле, во дворе еду готовят, - пожаловалась она. - С пяти утра начинают звонить на родину! Причем делают это почему-то на улице и очень громко. Орут, спать невозможно. Мы просили вести себя потише - они не понимают. Вызвали полицию, ей мигранты пообещали больше не кричать. Но прошла неделя - и все началось сначала.

Претензий к гастарбайтерам - тысяча и одна. Лихачат на раздолбанных «Жигулях», мусорят, устраивают шумные посиделки на улицах, на Курбан-байрам режут баранов - прямо в центре, на рынке в Апраксином дворе, кровь льется по мостовой рекой. Потом довольно странно оправдываются: мы, мол, не знали, что в России так не принято. «А спросить?» - поджимают губы интеллигентные питерские старушки.

Еще совсем недавно услышать в Питере знаменитое «Понаехали!» было невозможно - питерцы принципиально не говорили «по-московски». Теперь - на каждом шагу. Скоро освоят, наверное, «Питер не резиновый».

- Мы не националисты, - повторяют люди, словно оправдываясь. - Но нас же притесняют в собственном доме!

И вот Петербург уже чуть ли не рукоплещет, когда зенитовские фанаты нападают у «Макдоналдса» на болельщиков «Анжи». Страну тогда поразил даже не факт самой драки (и не такое видали), а однозначная восторженная реакция питерского общества: «А и правильно!» И вообще на каждую криминальную выходку приезжих от жителей культурной столицы следует некультурный резкий ответ. Год назад в поселке Кобралово неподалеку от Петербурга случилось побоище - кавказцы приехали проучить обидевших их пацанов. Местные мужики вскинулись, прогнали налетчиков, побили их машины. Но самое интересное случилось позже. Из Кобралова вмиг исчезли почти все «гости с юга», в том числе и те, кто к драке не имел ни малейшего отношения.

Еще пример. В августе этого года в поселке Победа гастарбайтер изнасиловал местную жительницу, работницу птицефабрики, которая шла на работу в ночную смену. Наутро весь поселок встал перед воротами птицефабрики, где теперь в основном трудятся приезжие. Чужаков потребовали выгнать. Всех. То есть насильника покарать, а остальных - вон. Для убедительности перекрыли дорогу. Примчались власти Ленобласти, прокуратура, полиция и миграционная служба. Мигрантов попросили уехать. Жителей поселка поддержал тогда чуть ли не весь Питер. Никакой другой город так единодушно не держит оборону против мигрантов, как Петербург.

«Элита больше сюда не едет»

Юсуф Исмагилов живет в Питере уже лет сорок. В наши края приехал по любви: женился на ленинградке. Когда-то строил Баку, теперь - Петербург. Прораб.

- Раньше переехать сюда была честь, - вспоминает он. - Кто ехал? Ученые, музыканты, руководители. Элита. А сейчас едут пацаны из сел, которые больших городов не видели никогда. Откуда им знать, как здесь себя вести надо? Многие и русского языка-то не знают.

- Есть курсы по изучению русского. В конце концов - смотри, как себя ведут местные. Если мы не режем баранов в Апраксином дворе, может, и им не резать?

- Местных они почти не видят: все время на стройплощадке, а живут среди своих. На курсы им некогда ходить, они работают беспрерывно. Им надо деньги заработать. Они постоянно в своем мирке, отрезаны от нашей жизни. К нам едут низкоквалифицированные рабочие, способные мусор мести или кирпич ровно класть. Что вы от них хотите? Высокого уровня образования? Не смешите.

«Мы вам не шпатели»

Пока приезжие вкалывают в своем замкнутом мирке, власти Петербурга голову ломают - как бы так удачно встроить их в наш социум, чтобы все не передрались в итоге. Придумали городскую программу «Толерантность». С ее помощью власти хотят и приезжих научить себя вести, и местных убедить, что надо быть терпимыми и гостеприимными. Перво-наперво напечатали брошюры и увешали город социальной рекламой: «Не важно, откуда ты приехал, важно, что ты за Питер», «Уважать, нельзя презирать», «Знание русского снимает вопросы».

По европейскому пути мультикультурализма решили не идти. Культура, мол, у нас одна. «Программа «Толерантность» никогда не основывалась на мультикультурализме, - поясняет сайт программы «Толерантность». - В Санкт-Петербурге удалось избежать системной ошибки, от которой сейчас страдают многие европейские страны. Решая проблему ксенофобии, в Санкт-Петербурге не пропагандировались идеи мультикультурализма в его европейском варианте, который фактически облегчает не интеграцию в принимающее, исторически сложившееся общество, а консолидацию иммигрантских групп».

Иначе говоря, русский язык мы вам выучить поможем и даже денег не возьмем, а резать баранов на улицах не дадим. Режьте где-нибудь втихаря.

Да, созданы еще общежития для мигрантов. Название у них красивое, как из пьес Островского, - «Доходные дома». 11 аварийных зданий отремонтировали, заселили и тут же получили от коренных петербуржцев обидный нетолерантный ответ: «Для гастарбайтеров жилье делаете, а для нас?»

Жаль, что на тему толерантности Смольный (то есть администрация Петербурга) с журналистами не дискутирует. Общается лишь в режиме монолога: рапортует, что сделано. С чиновницей, чью фамилию мы по ее просьбе не назовем, мы сидим в смольнинском кафе. Она рассказывает, что программа «Толерантность» есть, а денег на нее нет.

- Все, что мы можем, - это листовки печатать и гранты выделять на социальную рекламу. Если совсем уж честно: Кондопоги у нас пока нет, и чего дергаться? - усмехнулась она.

- А листовки - это правда эффективно? Кстати, на каких языках изданы?

- На таджикском, на узбекском. Но это все, что мы можем. Остальное - задача работодателей. Им выгодно приглашать гастарбайтеров, их труд дешевле. Значит, они и должны заботиться об их воспитании.

- Вы сами-то в это верите? Есть механизм их это заставить делать?

- Пока нет.

Благие намерения помочь мигрантам понять, как принято себя вести в Петербурге, привели к неприятному казусу, который изрядно развеселил петербуржцев и страшно обидел национальные диаспоры. В киосках и на сайте программы «Толерантность» появился справочник-комикс для гастарбайтеров («КП» уже писала об этом, подробности см. на сайте kp.ru/9699). Красивый, яркий, с веселыми картинками, где даются советы: ходить в тренировочных костюмах по городу не принято, особенно если при этом на ногах - модельные туфли. Рассказывается, как оформить регистрацию и разрешение на работу. Не забыты и петербургские музеи - их советуют обязательно посетить. Все бы ничего, да только авторы комикса изобразили мигрантов… в виде малярного валика, шпателя, кисточки и метлы. Наверное, заботились о тех, кто русского не знает, но способен опознать свой рабочий инструмент. Ну а врачей, сотрудников ФМС, полицейских и других полезных для гастарбайтеров персонажей изобразили в человеческом облике.

Возмутились не только приезжие, но и их земляки на родине: «Мы не метелки и не шпатели!» В столице Киргизии даже прошла акция: у ворот российского представительства злосчастная брошюра была порвана в клочья. Правительство Петербурга, правда, открестилось - это не их брошюра. Это общественники из частной организации «Взгляд в будущее» расстарались. Почему на официальном сайте висело? Потому что он открыт для самодеятельных проектов. Ну а те, кто не сильно обиделся, комиксы сохранили: там адресочки, пригодятся.

Баланс соблюден?

Бывший депутат питерского Заксобрания Сергей Гуляев (военный журналист, прошел Афганистан и Чечню, был одним из ведущих программы «600 секунд») слывет в Питере хулиганом и зачинщиком опасных дискуссий о «наших» и «ненаших». Но на этот раз он неожиданно вступился за мигрантов:

- Раз город переваривает всех приезжих, то есть они при деле, а серьезных волнений из-за этого нет, значит, какой-то баланс выдержан. И потом я что-то не вижу очереди желающих устроиться дворником. Никуда не деться, трудовая миграция неизбежна. Она нас вообще должна волновать только в том плане, чтобы не было криминала.

Правоохранительные органы должны заниматься тем, что они обязаны делать, а не крышевать мигрантов. Я спросил одного строителя, он что-то вроде старшего: «Вас полиция не трогает?» - «А че, мы же платим! Тысяча рублей в месяц за человека». Я говорю: «А сколько вас?» - «На меня замыкается тысяча человек». И вот я представляю: тысяча человек по тысяче рублей - это миллион в месяц в доход отдела полиции по одному маленькому участку только с одной национальной группы. Человек платит, и ментам уже неинтересно, чем он занимается - дом строит или наркотики толкает. Я предлагаю объявить четкие квоты. Работодатель покупает патент на столько человек, сколько ему надо, и берет на себя расходы по их бытовому обеспечению. Собственно, патент - та же тысяча рублей в месяц с человека, которую сейчас в черную получают полиция, ФМС и прочие структуры. Пусть лучше приезжий платит легально государству, а не кому-то в полиции.

Как живется приезжим работягам в Москве и Петербурге



Александр Горелик, Никита Миронов

А В ЭТО ВРЕМЯ

Рафшан и Джумшут сидят за игрой, а в ней гастарбайтер - главный герой

«Россия - страна возможностей» - это не лозунг, это игра для мигрантов, в которую им предлагают сыграть по приезде в северную столицу в миграционной службе, прежде чем они столкнутся с реальностью. Размеры взяток и зарплат, рабовладельческие схемы в этой игре заявляются как настоящие. И тут же прилагаются: увесистый набор карточек-документов, которые приезжему необходимо носить с собой, и словарик терминов с пояснениями: «Полиция очень внимательна к трудовым мигрантам», «Среднеазиатские таможенники вымогают деньги». Задача - накопить денег и вернуться на родину. И при этом не попасть в тюрьму или рабство.

- В игре два типа действий, - объяснил Якимов. - В первом случае надо бросать кубик. Это ситуации, когда от вашего решения ничего не зависит: попадетесь ли вы на глаза полицейскому, кинет ли вас бригадир с документами. И есть ситуации, когда нужно делать сознательный выбор, например, решить, где получать разрешение на работу - в УФМС или в фирме-посреднике.

Игрок - потенциальный Рафшан или Джумшут - не обязан знать русский язык, получать миграционные карты, заключать договор с работодателем... И все равно он может дойти до конца, просто это будет труднее: тут или повезет, или нет.

Игра распространяется в правозащитных центрах Средней Азии. Получается что-то вроде пособия по жизни в далекой и холодной России. А еще в нее играют в питерских школах.