Бюджетная политика в 2017 году сведет экономический рост к нулю. При этом с 2020 года Минфин предлагает изымать нефтегазовые доходы в резервы при цене нефти более $40 за баррель. Отсутствие экономических реформ и попытка возобновить бюджетное правило приведут к окончательному разложению экономики, считают эксперты.

Бюджет, рассчитанный в условиях плохо поддающихся сокращению военных расходов, не способствует экономическому росту. Это следует из окончательного варианта макропрогноза Минэкономразвития, направленного во вторник в правительство. Ведомство, согласившись после продолжительной борьбы учесть бюджетные параметры по инфляции и курсу доллара на 2017–2019 годы, отстаиваемые Минфином и Центробанком, существенно ухудшило прогноз роста ВВП на всю трехлетку.

В 2017 году ВВП теперь изменится в рамках статистической погрешности — на 0,2%. В 2018 году ситуация немного улучшится и рост составит 0,9%. И только в 2019 году экономический рост может качнуться в сторону 1,2%.

Отсутствие экономического роста Минэкономразвития увязывает с бюджетной политикой, предложенной Минфином. Для того чтобы сбалансировать бюджет в условиях ежегодного снижения дефицита на 1 п.п., Минфин настоял на неизменности параметров инфляции (4% в год на все трехлетку) и ослаблении рубля с 67,5 руб. за доллар в 2017 году до 71,1 руб. за доллар в 2019 году.

Министр финансов Антон Силуанов еще недавно признавал, что такие прогнозные показатели обеспечивают бюджету около 200 млрд руб. доходов по сравнению с вариантом, дающим больший экономический рост.

Прежний прогноз, который Минэкономразвития предлагало в качестве основного для расчетов бюджета, обеспечивал рост ВВП от 0,8% в 2017 году до 2,2% в 2019 году. Такие показатели достигались при условии постепенного снижения инфляции с 4,9% в следующем году до 4% в 2019 году. Курс национальной валюты, по мнению Минэкономразвития, при этом должен был не ослабевать, а укрепляться — до 62,7 руб. за доллар в 2019 году.

В реальных цифрах макроэкономический спор оказался выражен так. Бюджетные расходы не удалось заморозить на целевом ежегодном уровне в 15,78 трлн руб. в 2017–2019 годах. Расходы бюджета 2016 года, которые все лето правительство готовило к секвестру, увеличились в целом более чем на 300 млрд руб. При этом в этом году на ту же сумму сократились расходы по всем открытым статьям бюджета — социальным и инвестиционным. В результате более 600 млрд руб. были переведены на финансирование гособоронзаказа.

Расходы бюджета 2017 года также не уложились в целевой показатель 15,78 трлн руб. — они составляют 16,2 трлн руб.

Пока Минфин исходит из того, что гособоронзаказ в 2018 и 2019 годах будет сокращаться на 1 трлн руб. в год. Но сигналов о том, что Минобороны согласилось с такой политикой, с Арбатской площади не поступало.

Минэкономразвития в своем последнем варианте прогноза отмечает, что структура расходов при базовом варианте прогноза наименее благоприятная. Все другие сценарии дают меньший объем расходов на обслуживание госдолга и межбюджетных трансфертов в ПФР, ФОМС и ОМС.

Более благоприятная структура бюджетных расходов обеспечивает большие поступления страховых взносов — как считают в Минэкономразвития, высвободившиеся ресурсы могут быть направлены на развитие экономики. В Минфине на это возражают, что достаточный объем средств в государственные фонды будет собран за счет централизации со следующего года администрирования страховых взносов в ФНС.

Отсутствие экономического роста и, как следствие, плохая динамика в промышленности с одновременным отсутствием роста реальных зарплат в прогнозе усугубляется демографическими рисками. Трудоспособное население в 2019 году может сократиться на 225 тыс. человек. А в условиях низкого экономического роста окажется все труднее заместить работников мигрантами — Россия может терять в миграционном потоке около 100 тыс. человек ежегодно. Компенсировать эти потери можно только инвестициями в модернизацию производств для увеличения производительности труда, делает вывод Минэкономразвития.

Сократив инвестиционные расходы с докризисного уровня в 3,5 раза, Минфин построил свою бюджетную политику на предстоящую трехлетку, в том числе и на возобновлении бюджетного правила с 2020 года. Предлагается вариант, при котором нефтегазовые доходы опять начнут поступать в резервные фонды при цене нефти, превышающей $40 за баррель. К этому моменту, правда, будут полностью потрачены накопленные в прежние годы ресурсы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не связанные с инфраструктурными проектами.

Имеющимися резервами, как и в прежние кризисные годы, Антон Силуанов объясняет незначительное и непропорциональное сокращение необоронных бюджетных расходов.

На 1 октября размер Резервного фонда оценивается в 2,04 трлн руб., а ФНБ — 4,6 трлн руб. По бюджетным проектировкам в 2017 году запланировано использование резервов на сумму чуть менее 2 трлн руб., в 2018 году — 1,2 трлн руб., а в 2019 году уже менее 0,2 трлн руб. То есть в следующем году Резервный фонд будет исчерпан, а для покрытия дефицита федерального бюджета потребуется привлекать уже средства ФНБ, объем ликвидных активов в котором к концу 2019 года составит около 0,8 трлн руб.

понедельник на общественном совете Минфина, который обсуждал основные направления бюджетной политики, возражения Минэкономразвития были поддержаны лишь ректором РАНХиГС Владимиром Мау. По словам академика, «нормальные темпы роста и есть цель бюджетной политики». Мау посоветовал Антону Силуанову не поддаваться на провокации избегать «таргетирования темы роста».

«Раньше мы говорили, что экономика России должна расти на 5% в год. В прошлом году мы говорили — минус 3%, и слава богу, могло быть и минус 5%», — заявил академик. Мау считает, что дискуссия о возобновлении бюджетного правила сводится к привычному тезису — «чтобы уходить от реформ, пока есть резервы».

«Идеология обсуждения бюджетного правила: раньше мы скопили, чтобы три года можно было ничего не делать, а сейчас мы скопим столько, чтобы можно было 10 лет ничего не делать и разложить экономику окончательно», — сказал ректор РАНХиГС.

По его мнению, есть только трудный политический рецепт — это уходить от идеологии резерва в идеологию изъятия денег, не связанных с производительностью труда.