Россияне сегодня оказались в крайне тяжелых условиях. Люди теряют работу, переходят на серую зарплату, трудятся больше, а зарабатывают меньше. С одной стороны, их поджимают антисанкции, инфляция, пикирующая нефть, а с другой — объективный ход прогресса, который, невзирая на экономическую обстановку и политические режимы, сметает с исторической сцены устаревающие явления.
Австралийский комитет содействия экономическому развитию в прошлом году заявил, что до 40% профессий к 2030 году исчезнут, а американцы утверждают, что под каток попадет половина специальностей. Включая самую распространенную в стране мужскую профессию дальнобойщика. На Западе ожидают исчезновения разнообразных рабочих позиций: вахтеров, шахтеров, почтальонов, операторов котельных и кассовых аппаратов, менеджеров по продажам, кредитных операционистов. Государство и неправительственные организации ежегодно тратят миллиарды долларов на переподготовку людей, которые вот-вот окажутся на улице. Им помогают выбрать и освоить новую профессию, а главное, свыкнуться с мыслью, что в скором времени они никому не будут нужны.
Отдает ли наше государство отчет в том, что в ближайшие годы без работы останутся сначала сотни тысяч, а потом и миллионы людей без какой-либо серьезной квалификации?
Что оно будет с ними делать? Что будет предпринимать для защиты остального населения от высыпавших на улицы безработных? Мне кажется, ни наше государство, ни сами люди не верят в неумолимость прогресса.
«На наш век хватит», — говорят вахтеры или турагенты, рассчитывая, что на их век хватит темноты, отсталости и ручного труда. Дураки, дескать, в России нескоро переведутся, а если умные и народятся, то дороги темп развития им подпортят. Что ж, тем нам хуже, ведь уже через пару лет на улицы повалят толпы безработных оптимистов.
Примечательно, что каждая профессия идет на дно по-своему. Тех же вахтеров, охранников, билетеров и банковских операционистов с кредитными менеджерами тянет на дно технический прогресс — совсем скоро их заменят современные сигнализации, онлайн-торговцы билетами, банковский софт, которые лучше людей будут справляться с задачами контролировать безопасность, продавать билеты, проверять кредитную историю клиента.
Судьба всех этих людей лежит исключительно в области прогресса, его темпов. Но есть и профессии, прежде всего посреднические, которые вымрут еще и потому, что мир становится прозрачнее, открытее, а люди — образованнее и мобильнее. Агенты по рекламе, менеджеры по продажам, турагенты с каждым годом будут нужны все меньше. Их не просто заменят программами и онлайн-сервисами, как в случае с билетерами. Просто люди, население в целом, станут более грамотными, будут больше читать и пользоваться интернетом.
Если сейчас еще имеются люди и даже владельцы бизнеса, которым нужно позвонить и предложить на продажу металлопрокат, то совсем скоро даже самый отсталый провинциальный предприниматель с одним сотрудником в штате научится сам искать товар, сам его заказывать и оплачивать. Он поймет, что заключение договоров не такая уж хитрая наука, особенно если в его распоряжении появится софт для моментального оформления сделки. И предприниматель уже не будет держать у себя армию снабженцев. И те, кто продает свой товар, тоже свернут отделы продаж максимум до одного-двух человек, которые будут ответственны за размещение товара в интернет-каталогах, рекламу на странице монополистов онлайн-объявлений типа «Авито».
Еще десять лет назад даже в Европе некоторые скептики смеялись над прогнозами об исчезновении профессии турагента. «Люди никогда не перестанут путешествовать», — успокаивали они себя. Путешествовать люди стали больше, а к турагентам обращаться — реже.
Сейчас турагенты фактически выгодны лишь владельцам отелей, курортов, чартерных авиакомпаний, потому что они продают свои услуги пакетами туроператорам, а туроператоры — людям. Скоро владельцы отелей и авиакомпаний будут платить небольшие деньги интернет-сервисам по подбору билетов, отелей, экскурсий, а те — путешественникам. Условный Skyscanner, Aviasales, Booking.com или Trivago со штатом в 500 сотрудников сможет обслуживать население целого земного шара. И миллионы людей, задействованных в турбизнесе по всему миру, потеряют работу.
Чем быстрее человек интегрируется в мир технологий, тем меньше он будет обращаться к турагентам. И совсем не будет обращаться к риелторам — безусловным лидерам и самым громким фигурантам списка уходящих профессий.
Потому что из всех тех, кто в течение 20 лет уйдет в небытие, никого так не любят в любой стране, как риелторов. И никто так не самоуверен, никто не верит так безгранично в свое будущее, как риелторы. Потому что легкие деньги часто лишают человека разума.
Если профессия турагента идет ко дну с чистой совестью, не напакостив населению, просто потому, что люди научились сами делать работу турагента, то риелторы отправляются в забвение со скандалом, оставляя за собой грязные следы.
Один мой знакомый на днях признался, что намеренно голосовал за самых темных и ультраконсервативных кандидатов: «Чтобы дураки подольше не переводились». Мой приятель — совладелец одного из крупнейших в России агентств недвижимости. Дураки — его хлеб. Его золотая корова и его кормовая база. Как только число дураков по ту и другую сторону сделки сократится до критической отметки, он свой бизнес закроет или продаст дураку.
Профессия риелтора вымирает по крайне деликатной причине — в мире переводятся необразованные люди.
Грядущее десятилетие станет финалом многолетней эры легких денег. В Штатах профессии риелтора 200 лет. И все 200 лет люди, пройдя курс обучения в 20–40 часов, претендуют на огромный кусок чужой недвижимости. В начале 2000-х в их прессе появились первые серьезные прогнозы о вымирании профессии. Но американцы не поверили. В итоге сегодня медианный годовой доход американского агента упал до $39,5 тыс., а самый часто встречаемый возраст агента в США — 58 лет. Пол — женский. Только треть из них имеет степень бакалавра. Каждый агент в год совершает в среднем 2,5 сделки.
В мекке риелторского бизнеса Америке профессия риелтора превратилась в удел пенсионерок.
Люди перестали обращаться к риелторам не только потому, что теперь умеют сами искать жилье в интернете. Просто сегодня при такой прозрачности общества практически любой может узнать изнанку риелторского бизнеса. А риелторская работа во многом состоит из обмана. Особенно в России. Нужно обмануть клиента при первом звонке, обмануть, когда закладываешь в стоимость объекта комиссионные, обмануть, когда везешь покупателя в заведомо не подходящий ему дом, надеясь уболтать его на месте. Риелтор обманывает, когда говорит, что через него покупать жилье безопаснее — никаких полномочий проверять юридическую чистоту сделки у него нет. И нет никаких возможностей отвечать по рискам, так как даже самые серьезные компании, состоящие в саморегулируемой организации, страхуют всю свою деятельность на сумму, равную минимальной стоимости однокомнатной квартиры в регионе. Всего лишь!
Чистоту операций с недвижимостью у нас проверяет Росреестр. Нечистая сделка просто не должна пройти госрегистрацию. А сделку мутную никакой агент проверить не в состоянии — у него нет на это ни средств, ни образования, ни полномочий. У них нет тайных баз данных и связей с силовиками. Их юристы не проверяют каждую сделку, а если и начнут проверять, то ничего подозрительного не найдут, потому что в агентствах звезды и асы права не работают. Агенты не только не могут и не будут отвечать по вашим рискам, но и не способны эти риски просчитать. Единственный, кроме Росреестра, кто может хоть как-то вычислить по документам подозрительную квартиру, это юрист, специализирующийся на недвижимости. То есть человек с высшим образованием, обширной практикой, большим объемом внутренней информации от участников рынка и, нередко, опытом работы в органах.
При этом такой юрист за проверку документов берет 4–10 тыс. руб., а агент с начальным педагогическим образованием и опытом работы разве что в яслях требует минимум 50 тыс. И ни за что не отвечает.
Нигде, ни в какой документации не указана ответственность риелтора. То, что он пишет в рекламе, не имеет отношения к действительности.
Сегодня риелторы, почувствовав, что мантра про риски уже не приносит им денег, запустили новую песенку: о том, что с ними продавать быстрее. Теперь почти в любом агентстве утверждают, что их сотрудники пользуются якобы закрытыми базами данных и собственными методиками ускоренных продаж. Это все — рекламное вранье. Никаких секретных баз и методик у агентов нет. Все объявления из той же ЕМЛС (Единая мультилистинговая база недвижимости) доступны в публичных сервисах, а вся методика — ковровая бомбардировка потенциальных клиентов.
Я посещала закрытые мероприятия для руководителей недвижимости и могу сказать — владельцы и управляющие самых серьезных наших агентств львиную долю своего времени тратят на изобретение новых способов обмана... собственных сотрудников: как уйти от налогов, как перевести налогового бремени на самого агента, какие договоры с ними заключать, как мотивировать работать без всякого договора, как оформить на сотрудника целое отделение, как заставить агента самому печатать объявления, самому их расклеивать, самому оплачивать рекламу, как организовать процесс исходя из одного рабочего места на десять человек.
Классическое российское агентство — это ИП без устава, в котором на правах артельщиков трудятся без какого-либо документального оформления неопытные люди. Крупное агентство почти всегда представляет собой сеть отделений, зарегистрированных как ИП на имя директора отделения. А он в лучшем случае от своего имени заключает с агентами договоры оказания услуг. Делается это для ухода от налогов и ответственности.
Нет, кажется, в России другой профессии, где бы руководство так обирало сотрудников — даже в торговых сетях недостачи на продавцов списывают с куда меньшим рвением.
И люди стали это понимать. Работа риелторов сегодня привлекает лишь самых неквалифицированных соискателей. Тех, кто уж совсем никуда не сгодился. Даже неудавшиеся учительницы, которые вплоть до конца 2000-х ответственно пополняли рабочие места в агентствах, перестали интересоваться этой профессией.
У России с ее непростой историей есть одно неоспоримое преимущество — она в легкой форме переболела рядом бед, которые Европа или США перенесли в острой форме. Например, фастфудом и риелторством: то и другое пришло к нам на закате своих дней.
Профессия риелтора не вымрет, конечно, но переориентируется на крайне узкую аудиторию. Агентскими услугами будут пользоваться только люди, не имеющие возможности лично приезжать на сделку, водить в квартиру покупателей. Либо те, чье время стоит гораздо дороже рабочего времени риелтора. То есть, если на продажу квартиры в 10 млн рублей уйдет 100 часов рабочего времени, значит, выгодно нанимать риелтора только в том случае, если ваше время стоит гораздо дороже 5 тыс. рублей в час.
А комиссии у агентов будут высокими. Если сейчас 5% с продажи по факту берут лишь счастливчики либо самые матерые дельцы, то через несколько лет такой процент станет нормой, потому что риелторы превратятся в обслугу состоятельных людей. Именно обслугу, ведь это будут люди, выполняющие за богатых несложные функции: разместить в сети объявление, прибрать квартиру к приезду потенциальных покупателей, открыть и закрыть для них дверь, вытереть за посетителями пол, занять очередь в Регистрационной палате.
Судьба рабочих низкой квалификации тяжелеет век от века. И именно сейчас заходит, вероятно, на последний свой вираж. Мы живем в мире, где люди без глубоких знаний и узкой специализации скоро будут не нужны. И если слесарей, столяров, сантехников, то есть тех, кто работает руками, роботы заменят еще нескоро, то бухгалтеров, агентов, банковских работников прогресс вот-вот вытеснит на обочину истории. А таких работников, как приемщики корреспонденции, билетеры, кондукторы уже сегодня держат на рабочих местах лишь из соображений популизма. Заменить их копеечными машинами можно и сейчас, но государство боится выставить столько людей на улицу.
Однако сделать это когда-нибудь придется. Если мы не хотим, как в Белоруссии, искусственно создавать рабочие места на ровном месте.
У белорусов в XXI веке на вокзалах в камере хранения работают три человека: один выписывает квитанцию, второй, сидящий через картонную стенку, принимает по ней оплату, а третий, за такой же стенкой, забирает по чеку об оплате багаж. Новаторская программа борьбы с безработицей.
Боюсь, что ближайшее десятилетие станет страшным не только из-за политического кризиса — мы, как в 1990-е, попадем в ситуацию, когда без работы останутся миллионы.
Только если в 1990-е люди еще как-то могли переориентироваться на рынке труда и из учительницы стать челночницей, то сейчас сделать это не удастся — из билетера в оператора 3D-принтера или генного инженера человек в одночасье не превратится.
Среди людей низкой квалификации конкуренция будет огромной, а путь к высокой квалификации, хорошему образованию, эксклюзивным навыкам усложнится, потому что наша система образования еще не скоро перестроится на рельсы потребностей прогресса. Пригодные для жизни в новых реалиях специальности будут давать единицы российских вузов. И за места в этих вузах начнутся настоящие битвы. Нас впереди ждут интересные времена.
Анастасия Миронова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Бизнес без дураков
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат