Успех бизнес-предприятия в сфере услуг напрямую зависит от людей, которые эти услуги оказывают. Открывая собственное дело, начинающий бизнесмен должен изначально ориентироваться на подбор профессиональных кадров. Казалось бы, все просто: бери лучшего мастера и успех обеспечен. Однако все не так просто, когда речь идет об экономичных сегментах, ведь высококлассный специалист потребует немалый гонорар, что на первых парах может оказаться неподъемным для предпринимателя.
На что стоит ориентироваться в первую очередь в подборе персонала, мы поговорили с Александром Акулиным, руководителем отдела поддержки компании Willmade.
- Александр, добрый день! Ответьте для начала нашей беседы на такой вопрос: вы продаете франшизу и ваши партнеры, по сути, представляют собой самостоятельных бизнесменов, владельцев собственных барбершопов. Кто в таком случае занимается подбором персонала и, в частности, мастеров-барберов?
- Мы делаем это вместе с нашими партнерами. При этом у них есть возможность действовать, что называется, на местах, а с нашей стороны есть эффективная модель работы с персоналом, опыт, рекрутинговые схемы. Компетенция в профессии тоже играет роль, поскольку начинающему франчайзи нередко сложно самому определить, плох или хорош данный мастер. Стоит ли его брать в штат. Хотя, конечно, все наши партнеры перед началом своей деятельности проходят обучение у нас, в том числе учатся тому, что касается самого дела барбера.
- А как находите кадры?
- Пользуемся всем известными досками объявлений. Сами даем анонсы вакансий. Переманиваем у конкурентов (смеется). Это целая методология, как сделать так, чтобы нужный человек пошел именно к вам.
- Вы рекомендуете брать только квалифицированных специалистов? Или в штат может попасть новичок-барбер?
- Тут такое дело. С одной стороны, мы понимаем, что бюджет на зарплаты у наших партнеров ограничен. То есть, мы имеем некоторый лимит в том, что касается гонорара, и мастеров-суперпрофи это может не устроить. А во-вторых, есть еще причины, по которым мы не рекомендуем слишком, что называется, крутых специалистов в штат. Такой барбер нередко начинает качать права и перетягивать на себя бизнес, так как он является ценным активом, благодаря своей базе клиентов. Особенно если владелец как-то тушуется, показывает неуверенность новичка. Нужно понимать, что барбер и владелец барбершопа - это разные люди. Мастер может быть сколь угодно хорош, однако он не может управлять бизнесом (иначе бы уже делал это).
- Но с известным мастером может прийти и его клиентура, Вы сами это отметили.
- Может, и это, безусловно, плюс. Но этой клиентуры недостаточно, чтобы загрузить барбершоп на 100% . А кроме того, клиентура одного барбера... Да, люди действительно охотней идут стричься к знакомому мастеру. Поэтому мы много работаем над имиджем специалистов. Однако барбершоп - это все же заведение, парикмахерская, а не стрижка на дому. Мы не рекомендуем нашим партнерам выстраивать политику своего бизнеса под барбера. Хотя, безусловно, все это важно, поэтому мы, например, занимаемся обучением мастеров.
- Проводите мастер-классы? Для этого нужно ехать к вам в Москву?
- Необязательно, можем приехать сами в регион. В глубинке часто бывает проблема с наличием кадров. Вы спрашиваете о барберах экстракласса, наши партнеры на деле часто сталкиваются с тем, что вообще нет парикмахеров поблизости, приходится обучать. Сейчас занимаемся открытием собственной школы барберов Willmade. Это уже в Москве.
- Наверное, это дорого стоит?
- Это обходится дешевле, чем обычные мастер-классы, которые проводят для всех. Мы даем скидку, многое у нас для партнеров франшизы вообще бесплатно. В принципе, барбершоп требует определенных вложений, поэтому в персонал тоже нужно вкладываться.
- Часто боятся, что человек после обучения уйдет к конкурентам.
- Зря боятся. Подумайте, зачем человеку уходить, если он получает у вас такой пакет? Далеко не каждый владелец бизнеса отправит сотрудника на повышение квалификации. Люди не винтики и мыслят не только зарплатными ведомостями. Они ценят и вклад в их квалификацию, и соцпакеты, и перспективы роста. Будьте гибкими в своей кадровой политике, не забывайте вкладываться в людей и они будут работать на вас с удовольствием.
- Качество инструментов сильно влияет на работу барбера?
- Очень сильно. Хороший барбер вообще не будет работать с плохим инструментом. Нет, конечно, если вдруг потребуется, то подстрижет и садовыми ножницами, но это уже форс-мажор. А так - у каждого мастера со стажем есть обычно свой набор, на всякий случай. Инструменты мы тоже предоставляем со скидкой франшизы, подбирали их сами - из своего богатого опыта. Еще не забывайте, что клиенты тоже видят, и в каком кресле сидят и какими инструментами их стригут. Это ведь довольно интимный процесс, требует идеальной чистоты, физического комфорта.
- Зарплаты у мастеров высокие?
- Зависит от квалификации, стажа, пула клиентов, сегмента, в котором работает данный специалист. Обычно это существенно выше средней зарплаты по региону. Надо заметить, что на этапе начальных вложений зарплаты вообще составляют малую долю бюджета, больше тратится на ремонт помещения, мебель.
- Имеет смысл начинать сразу с нескольких кресел?
- Имеет, если помещение достаточно большое и вокруг есть хороший пеший трафик, который приводит клиента. Ну, с арендой мы поможем, подберем хорошее место. В остальном же - учитывайте, что люди не любят тесноту в парикмахерских, поэтому если можете обеспечить хорошие условия - конечно, дерзайте. Мастера в команде работают лучше, учатся друг у друга, в хорошем смысле конкурируют, поддерживают коллег в рабочем процессе. Да и люди охотней идут в более крупные заведения.
- Большое спасибо за беседу.
Willmade - российская сеть эргономичных IT барбершопов. Засчет технологичных решений, подходу к сервису и расширению услуг - компания создает полноценный бьюти-сегмент для мужчин. Открыв первый салон в 2019 году, компания уже активно ведет "экспансию" в России, став федеральной сетью, и СНГ