Психолог Анетта Орлова рассказала о фразах, которые способны убить мотивацию сотрудника и его желание работать.

Бывают начальники, которые очень любят кричать, а бывают те, кто не повышает голос вообще, но одной своей фразой может отбить желание работать. Какие выражения лучше выкинуть из своей речи, если вы хотите быть хорошим руководителем, АиФ.ru рассказала психолог, радиоведущая и руководитель центра «Новый горизонт» Анетта Орлова.

№ 1. «Тебе дали задание — выполняй его»

Как расценивает фразу сотрудник? Такая фраза как бы обесценивает сотрудника. Сводит его до примитивной функции. Для большинства работников она будет обладать демотивирующим влиянием.

Чем лучше заменить: «Время поджимает, поэтому давай не будем его терять». Такой фразой вы демонстрируете присоединение к подчинённому, проявление уважения и в то же время декларируете дефицит времени. Продолжение фразы может быть таким: «Через три часа (через три дня или через неделю, в зависимости от ситуации) жду с промежуточным отчётом». Точка контроля позволяет переложить ответственность и задать временной интервал, чтобы подчинённый сразу же приступил к выполнению задания. № 2. «Иди, работай»

Как расценивает фразу сотрудник? Это приказ, и он может вызывать внутреннее сопротивление. Начальник в первую очередь должен уметь мотивировать работников расти над собой. Эта фраза призывает к самоконтролю со стороны подчиненного, но она не запускает процесс вдохновения.

Чем лучше заменить: «Так, давайте не будем отвлекаться, у нас с вами много задач и целей. Терять время нет возможности. Какие у тебя сейчас ближайшие задачи?». С помощью этой фразы подчинённый сам перенесётся в пространство работы и своих текущих задач. Когда он ответит на ваш вопрос, скажите: «Тогда не будем терять время — дел действительно много».

№ 3. «Если тебе что-то не нравится, никто тебя здесь не держит. Дверь открыта»

Как расценивает фразу сотрудник? Эта фраза не оставляет пространства для конструктивного взаимодействия. Осуществляется не просто захват инициативы и подчинение партнёра по общению, но и практическое принижение его значимости как сотрудника в целом. Это уже конфликтная ситуация, и развитие взаимодействия с подчиненным будет зависеть от его привычного ведущего типа реагирования в конфликте. Люди с позицией борца, которые очень боятся отвержения, могут реагировать довольно импульсивно. Увы, далеко не всегда можно предусмотреть конфликтные риски, которые способна спровоцировать подобная фраза.

Чем лучше заменить: «У каждого может быть своё видение ситуации, но есть определённые условия, определённые правила, которым мы все должны следовать, если хотим видеть себя частью системы. Опять же, каждый сам решает, хочет он быть этой частью или нет. Мы все свободные люди. Я не вправе заставлять тебя делать свой выбор».

№ 4. «Докажи мне, что ты лучший»

Как расценивает фразу сотрудник? С одной стороны, фраза мотивирующая, с другой стороны, она слишком категорично звучит и превращается буквально в приказ. Для мотивации приказа недостаточно. У подчинённого может возникнуть внутреннее сопротивление, особенно если жизненный опыт подсказывает, что лучшим быть не всегда получалось. Может включиться обратная реакция: обесценивание цели или личности начальника.

Чем лучше заменить: «Я вижу твой потенциал и большую зону роста, предлагаю использовать весь ресурс и совершить прорыв. У меня чутьё на людей, и оно меня сейчас не обманывает».

№ 5. «Просто делай то, что тебе говорят, не спорь»

Как расценивает фразу сотрудник? Отличная фраза для «офисного планктона», он с радостью последует этой стратегии. Но если мы хотим видеть среди своих подчиненных людей компетентных, способных не только исполнять, но ещё и генерировать идеи, то такие слова могут стать «убийцей» вдохновения и креативности.

У подчинённых пропадет инициативность. Они будут понимать, что самое главное — следовать инструкциям. Ведь инициатива наказуема, а кому хочется рисковать? К тому же, у такой позиции есть свои большие бонусы для подчиненного. Ведь если он примет принцип «делай и не спорь», внутренняя ответственность за результат будет переноситься на начальника.

Чем лучше заменить: «Опираясь на свой опыт, считаю, что данная ситуация требует, чтобы ты <...>. Если в данный момент ты имеешь какие-то конструктивные причины, которые можешь привести, я готов тебя выслушать». Еще один вариант: «В сложившихся условиях, чтобы снизить риски и минимизировать потери, вы должны четко следовать инструкциям, буквально пошагово. Если вы не согласны, вам есть что сказать мне по существу вопроса, говорите, готов выслушать <...> (сделайте паузу, чтобы человек мог собраться с мыслями. Ваша цель — выявить сопротивление, если оно есть). Как я вижу, в данный момент конкретных предложений нет. Тогда двигаемся по назначенному курсу».