И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
В. Высоцкий

На грани возможностей, по краю обрыва - таким на поверку оказывается путь к большой цели. По нему то летишь сломя голову, то плетешься в пыли и в хвосте. Закусив удила обиды и спеси. Срывая щиты старых шаблонов. Ломая барьеры внутри и снаружи.

Продвигаясь от кризиса к кризису, ты становишься хищным до цели и жадным до энергии. Растешь через сопротивление. Обновляешься через кризис. Избегать кризиса значит избегать жизни. Управлять кризисом значит управлять жизнью.

Кризис учит падать и подниматься. Ничто так не мобилизует как кризис. Ярость страха и уныние дна - вот генератор новых побед.

Нужно бояться не кризиса, а безмятежья стабильности. По жизни я - оптимист, но в бизнесе - реалист. И знаю одно: если у тебя в компании все хорошо - значит ты чего-то не знаешь. И это "чего-то" может быть первым звоночком.

Кризис, он не ревнивый муж, чтоб приходить внезапно. Он заранее шлет телеграммы и обрывает телефон. Но неизменно застает врасплох тех, кто утратил связь с рынком, свято верит в постоянство успеха и нерушимость бытия.

Любой бизнес - это сочетание иллюзий и реальности. Все дело - в их соотношении. Важно делать поправку на факты. И помнить: всегда может что-то пойти не так.

Пугает не кризис, пугает неизвестность. Кризис - один лишь из вариантов развития событий. Плачевность его последствий определяется уровнем нашей готовности. Как подготовиться к кризису? Планировать и моделировать его.

Планировать кризис? - Да! У вас должны быть запасный выход и план эвакуации. Начните с ответов на те вопросы, что сводят нутро, заставляя вас цепенеть от страха.

Что если идея не "выстрелит" / сделка не "выгорит" / деньги "не отобьются"?
Что если ваш товар прекратят покупать?
Что если вы лишитесь ключевых клиентов?
Что если у вас появится зубастый конкурент?
Что если от вас уйдет звездный продавец / лучший разработчик…?
И так далее. Пока не размотаете весь клубок ваших сомнений.

Ответ на вопрос "Что если…" - индикатор уязвимостей и зависимостей вашего бизнеса. От людей, рынка и самого себя. Это ваш набор красных меток и тревожных кнопок.

Вера в лучшие времена и светлое будущее пробивает брешь в наших стратегиях. Никому не нужна суровая правда. Она портит статистику и настроение. Всем подавай лишь хорошие вести.

Это путь в пропасть. Недалекость мышления застилает обзор. Будьте реалистами. Приготовьте стратегию выхода и худший сценарий. И когда вас накроет волна, вы будете знать, куда грести. И определенно выплывите.