Кому из нас порой не приходилось после общения со сложными клиентами или с собственным начальством сдерживаться, чтобы не употребить "крепкое словцо" - если не адресно, то хотя бы "в воздух"? Психологическая разрядка, это, с одной стороны, неплохо, но столь ли необходима она такая на работе? Тем более, что далеко не все руководители "пропускают мимо ушей" нецензурные выражения подчиненных.

Психологическая разрядка порой нужна всем, но, как утверждает Ольга Степанова, руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, "нецензурщина" может даже повредить здоровью, пишет JOB.RU

Не секрет, что сотрудники крупных компаний в стрессовых ситуациях не всегда могут сдержаться и не употребить матерное словцо. Свои сложности испытывают руководители направлений в строительных компаниях, где исторически сложилось, что без крепкого словца, бывает, не удается заставить подрядчика вспомнить свои обязательства.

Лингвисты утверждают, что мат, или табуированная (или обсценная) лексика, используется в речи для того, чтобы сделать речь более эмоциональной; разрядить психологическое напряжение; оскорбить, унизить, опорочить собеседника; показать, каким свободным, раскованным, независимым является говорящий и прочее. Филологи указывают, что бранная лексика представлена практически во всех языках.

Во многих компаниях существуют различные "дресс-коды", в том числе лингвистические. Надо иметь в виду, что компания - маленькая модель государства. И многие примеры из жизни государства становятся нормами морали компаний. Если с экрана телевизора с гражданами общаются на бранном сленге, то потом эти словоформы оседают и в компаниях. К сожалению, работники компаний, особенно крупных, перестали говорить на языке Толстого, Чехова, Бунина. Все чаще в офисах можно услышать речь человека, получившего степень MBA, - бизнес-язык, лишенный эмоциональной и духовной окраски. Поэтому в современной бизнес-истории России существует ряд примеров, когда матерные слова являются нормой речи босса и всей корпоративной культуры в целом.

Существуют принципы коммуникации в обществе, в основе которых лежит уважение к собеседнику или к мнению собеседника. Корпоративная культура определяет ценности, которые организация заявляет основой своей деятельности и существование эталонов соответствующего ценностям поведения и действий персонала. Как правило, миссия и ценности организации прописываются в соответствующих организационно-распорядительных документах.

Уже на первом собеседовании можно разглядеть любителя табуированной лексики. Есть методики определения характера, самооценки, темперамента, профессиональных навыков, однако методик распознавания любителя мата нет. Между тем, профессиональный HR-специалист всегда можно задать ряд наводящих вопросов и выяснить лексические реакции кандидата на стрессовые ситуации.

Сейчас многие постоянные клиенты нашего кадрового агентства просят отсеивать кандидатов, которые в общении допускают сленг. Для работодателей этот признак - немаловажный показатель.

Лексика соискателя зависит от его уровня образования достаточно мало. Давайте отделим воспитание от образования. В широком смысле образование фактически заключается в цвете диплома и их количестве. А количество дипломов - точно не показатель культурного уровня индивидуальности. Лингвистические предпочтения зависят все же от воспитания. В семьях, где родители разговаривают на литературном языке, дети не стремятся перенимать матерный язык у соседей, друзей и коллег. И если соискатель, не привыкший к бранным выражениям, услышит в стенах предполагаемого нового места работы матерные выражения в обиходном разговоре, то в 90% случаев он не выйдет туда на работу. Этот стиль общения войдет в конфликт с его внутренним миром и воспитанием.

Употребление ненормативной лексики в офисе - это очень негативный фактор! Психологическое здоровье - важная составляющая качественного производственного процесса. Или межофисных отношений. При выслушивании женщинами матерных слов, обладающих сильной энергетикой, у них возникает эффект психологического изнасилования. Стресс, вызванный таким поступком коллеги-мужчины, вряд ли будет способствовать эффективной производительной работе. У мужчин же, по мнению психофизиолога Леонида Китаева-Смыка, употребление мата обусловлено на подсознательном уровне неуверенностью в своей состоятельности, мужских силах, комплексом неполноценности, что не может говорить о его психологическом здоровье.

По поводу физического здоровья можно сказать следующее. Длительный стресс, который провоцируют психологические последствия употребления мата, приводит к психическим расстройствам и снижению иммунитета. Так же исследования, проведенные в конце ХХ века биологом, сотрудником Института проблем управления РАН и основателем Института квантовой генетики Петром Гаряевым подтвердили, что звуковые колебания от матерных слов негативно воздействуют на молекулу ДНК, вызывая в ней мутации, аналогично воздействию радиации. То есть грубыми, злыми, бранными словами можно не только расшатать здоровье, спровоцировать заболевание, но и убить человека.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод - употребление мата не может быть разрешено ни в одной из корпоративных культур. Составляющие корпоративной культуры крупных компаний традиционно нацелены на уважительное отношение к сотрудникам и создания благоприятных условий для их работы. Другая сторона медали - как HR-департаменты могут реализовать разработанные принципы. Особенно активным любителям выражаться матом могут объявлять выговоры. Могут лишать таких сотрудников какой-то части бонусов. Где-то предлагается система штрафов, но она, как правило, неэффективна.

Официально

Нецензурная брань в общественных местах является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Статистика

На сайте одной известной группы компаний, занимающихся поиском персонала, еще в 2009 году были опубликованы результаты очередного опроса, предметом которого стало использование в офисах ненормативной лексики, или мата. В опросе приняли участие 3387 человек, работающих в различных направлениях бизнеса во всех в регионах нашей страны. Результаты исследования показали, что ненормативная лексика используется в 85% офисов. При этом около 44% опрошенных признались, что мат в офисе употребляется часто.