На самом деле, конечно, рабочая атмосфера – один из мощных факторов мотивации, который умелый руководитель может превратить в мотив. Проблема же, как было отмечено выше, заключается в том, что вред от его интуитивного использования в большинстве случаев существенно превышает пользу.

Но бывает и так, что мотив этот руководитель использует вполне сознательно, но – не совсем праведным, что ли, образом.

Для того, чтобы нам удалось лучше понять, как же это возможно, давайте рассмотрим те дополнительные выгоды, которые можно получить сверх, так сказать, тех, которые красочно описаны в соответствующих источниках.

Дело в том, что в обмен на дружеские, или – квазидружеские, отношения подчинённый может оказаться вынужден «выручать» своего друга – руководителя и делать то, что, строго говоря, не обязан:

• Сверхурочная работа без дополнительной оплаты, вдобавок – регулярно или без предварительного оповещения;

• Выполнение работы за других людей или – той, которая не включена в его служебные обязанности;

• Предоставление известной ему «неслужебной» информации о своих коллегах;

• Дезинформация, ложь или полуправда «третьим лицам»: коллегам, клиентам или другим руководителям;

• Готовность к отказу от различных поощрений в ситуации, когда «на всех не хватает»;

• Согласие взять вину на себя, если понадобился «козёл отпущения»;

• Выступление на стороне руководителя в случае конфликта в коллективе даже в том случае, если его интересы/симпатии на стороне коллег;

Конечно, бывает, что руководителю «до зарезу» необходимы именно такие или похожие действия подчинённого. Но мы уже знаем, что случайность от закономерности/тенденции отличает именно количество повторов.

В том, что руководитель иногда просит подчинённого о чём-либо неположенном, нет ничего плохого.

Например, в каждой структуре случается, что необходима сверхурочная работа и нет ресурсов для её оплаты вообще, не то, что для повышенной, в сравнении с обычными ставками. Увы, мир несовершенен.

Как тут быть руководителю?

Рискну утверждать, что, хотя сам по себе факт такой необходимости, вроде бы, не свидетельствует о высоком уровне управленческой квалификации, в разовых ситуациях ничего тревожного нет. Случаются и форс-мажоры, и внешние обстоятельства, и просто элементарная нехватка ресурсов в сочетании с острой необходимостью.

Вопрос лишь в том, не является ли закономерностью набор тех однотипных случайностей, которые показывают, что ресурс человеческих отношений подвергается системной и неэтичной эксплуатации.

Процитирую уже итальянскую пословицу «Не обременяй дружбу просьбами». Обращаясь к другу или хорошему знакомому с просьбой, выполнение которой для него будет связано с нарушением собственных интересов, мы ставим его перед сложным выбором между собственно выгодой и теми обязательствами, которые подразумевают отношения. Потому и следует, по возможности, избегать таких ситуаций и не максимизировать уже свою выгоду за счёт близких людей.

Хотя и профессиональному руководителю неизбежно приходится иногда обращаться к этому ресурсу, он никогда себе не позволит превратить случай в систему.

Расхожая шутка «Один раз не считается» здесь будет всерьез уместной. Регулярная же необходимость точно указывает, что в нашей системе управлении есть слабые места, которые подчинённый и должен, на - "как бы" - дружеской основе, прикрыть. Ещё добровольно или не в силах отказать из-за манипуляции босса, значения не имеет, важно количество.

Если же обстоятельства сложились так, что сам руководитель является непосредственным виновником необходимости эксплуатации отношений, то об этом стоит открыто объявить тем, кому предстоит теперь за вас, а лучше бы – вместе с вами, отдуваться.

Речь не идёт о пафосно - театрализованном покаянии с надрывной слезой, но открытым текстом что-нибудь вроде «Из-за того, что я …, теперь я вынужден обратиться к вам с просьбой…» произнести стоит. Общие слова типа: «Знаете, так вот получилось…» будут неуместны. Честное признание своей ошибки не подорвёт ваш авторитет, скорее – наоборот. Но - при одноразовом исполнении.

Таким образом, мы видим, что дружеские отношения могут, в определённой степени, заменить эффективную систему управления.

Но постоянная замена уже явственно отдаёт манипуляцией, что несовместимо с операционной системой «регулярный менеджмент» и более подобает «разводке».

Управление от манипуляции отличают, в первую очередь, открытость и отсутствие односторонней выгоды.