С продюсерами «в российском смысле» возникают коллизии не только финансово-политического характера. Получается, если зритель на кинопросмотре дождется финальных титров, где всю продюсерскую группу перечисляют, и вчитается в иногда довольно широкий перечень разного рода продюсеров, он рискует запутаться в их многообразии: «И почему же их так много, зачем они все тут нужны?»

По правде сказать, далеко не каждый досматривает титры до конца (иногда это вина кинотеатра – в кинозале до завершения титров включают свет) и задается этим вопросом. Но бывает, вопрос возникает. И это весьма похвально, поскольку продюсерство – ремесло в русском кино молодое, появившееся после распада СССР, когда вместе с политическим строем в стране начала меняться и экономическая составляющая кинопроцесса. Появилась необходимость деньги для создания фильма искать на стороне, не обращаясь вовсе или обращаясь частично к помощи государства. Ясно одно: продюсер – это не то же самое, что директор картины, хотя среди советских директоров, конечно, попадались такие, которые бы при ином повороте событий, в иных обстоятельствах нашли свое место под солнцем и в Голливуде.

В общем, в России продюсерское ремесло стало отпочковываться, оформляться в нечто самостоятельное – по западному образцу.

Стало ли оно таким, как у них? Чтобы проверить это, можно прибегнуть к формальности. Взять с полки у дивана наугад несколько дисков с относительно недавними фильмами: артхаус и мейнстрим, англоязычный, например, и русский, и посмотреть там продюсеров, насколько совпадают обозначения.

Итак, первый – комедия Стива Пинка «Машина времени в джакузи». Продюсеры: Джон Кьюсак (по совместительству исполнитель главной роли), Грэйс Лох, Мэтт Мур, Джон Моррис; ассоциированный продюсер Джон Албанис; исполнительный продюсер Майкл Нельсон; музыкальный продюсер Джейк Монако.

Второй – фантастический триллер Джеральда Макморроу «Франклин». Продюсер Джереми Томас; сопродюсеры: Ник ОХаган, Александра Стоун; исполнительные продюсеры: Питер Уотсон, Питер Карлтон, Саймон Фоусетт; линейный продюсер Шаболк Саби Макай; продюсер по визуальным эффектам Стендиш Милленхас.

Третий – комедия Игоря Зайцева «Каникулы строгого режима». Ведущий продюсер Георгий Рюмин; продюсеры: Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Николай Попов; исполнительный продюсер Дмитрий Нелидов; линейные продюсеры: Анастасия Острикова, Константин Евгиенко, Владимир Буглев, Алексей Мельников.

Четвертый – драма Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан». Продюсеры: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян; исполнительный продюсер Андрей Рыданов; линейные продюсеры: Павел Попов, Наталья Дмитриевская.

В результате мы имеем вот что.

Продюсер (варианты – ведущий, генеральный продюсер). Про продюсера мы уже говорили: это своеобразная отправная точка фильма, он определяет и корректирует развертку художественного замысла, занимается финансированием, вопросами дистрибуции и найма персонала, кастингом. У фильма может быть несколько продюсеров.

Исполнительный продюсер – наряду с ведущим продюсером один из основных участников административной группы в производстве фильма. Часто именно на нем лежит ответственность за детальную проработку кинопроекта в финансовом и правовом отношении. За ним последнее слово в решениях по найму персонала. Он обеспечивает расходы по заработной плате и другим издержкам. Им может быть представитель или один из руководителей студии, может быть и просто крупный инвестор. Иногда, чтобы привлечь большее внимание к будущему фильму, в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитость.

Что касается расходов, можно вспомнить одну из самых знаменитых реплик из знаменитых «Продюсеров», фильма и одновременно бродвейского мюзикла, не забывая о том, что там – речь о бродвейском спектакле, а не о кино, но суть профессии, пожалуй, остается неизменной. Главный герой, бродвейский продюсер Майклд Бьялосток, говорит своему новому компаньону: «Запомни три главных правила продюсера. Первое: продюсер никогда не вкладывает в спектакль свои деньги. Второе – продюсер никогда не вкладывает в спектакль свои деньги. И, наконец, третье: продюсер НИКОГДА не вкладывает в спектакль свои деньги!» В жизни, разумеется, все не так и не всегда однозначно.

Ассоциированный продюсер – обозначение употребляется двояко. Во-первых, оно может относиться к первому помощнику продюсера. Продюсер делегирует ему ряд своих полномочий. Во-вторых, если в производстве фильма участвуют две компании, руководитель меньшей компании может называться ассоциированным продюсером, в то время как руководитель большей становится продюсером или исполнительным продюсером. В любом случае функции ассоциированного продюсера перекликаются с функциями генерального продюсера: он также участвует в найме персонала, отслеживает развитие художественного замысла, а главное – он снабженец, который ищет деньги на создание фильма.

Линейный продюсер. Обычно это тот, кто следит за бюджетом фильма, в отдельных случаях к этим обязанностям добавляется контроль за ежедневным производством фильма. Как правило, не входит в креативную команду картины, поскольку полностью вовлечен в производственный процесс на месте.

Сопродюсер. В большинстве своем он берет на себя функции линейного продюсера (решает все финансовые вопросы, занимается логистикой во время основной фазы производства), но в то же время оказывает большое влияние и на креативный процесс (помогает отбирать режиссера и актеров). Сопродюсером может быть тот, кто возглавляет вторую компанию, участвующую в производстве фильма, или выступает партнером первого продюсера в рамках одной компании. В этом случае сопродюсер наряду с ведущим продюсером играет ключевую роль в формировании кинопроекта. Когда сопродюсером выступает глава иностранной компании и фильм готовится как международный проект, его участие обычно ограничивается значительными финансовыми вливаниями, в творческом процессе он участвует меньше, чем основной продюсер. Вместе с тем сопродюсер также должен располагать широкими знаниями в области кинопроизводства, понимать законы жанра, следить за основными трендами в развитии мировой киноиндустрии, соображать в маркетинге и стратегическом менеджменте, быть хорошим финансистом и разбираться в подборе персонала. В административной иерархии сопродюсер стоит на ступеньку ниже генерального продюсера и подчиняется ему.

Ассистирующий продюсер – правая рука исполнительного продюсера, стоит на страже порядка и безопасности проекта, следит за его успешной реализацией. На эту должность подбирают главным образом людей с кипучей энергией, отличных координаторов, готовых работать денно и нощно и бесконечно коммуницировать с самыми разными людьми, если от этого зависит общий успех предприятия.

Если в фильме очень выраженная музыкальная составляющая, то приглашают музыкального продюсера.

Если задействован особо сложный «визуал», то понадобится продюсер по визуальным эффектам.

За каждым из них может быть закреплено еще по линейному продюсеру, который будет отвечать только за музыку (только за визуальные эффекты).

Напоследок осталось сказать, что в мире продюсеров есть еще одно интересное обозначение – «креативный продюсер», в англоязычных фильмах им не злоупотребляют. Видимо, потому, что по смыслу получается некоторая тавтология, вроде как масло масляное, все-таки функции продюсера не сводятся к обязанностям сухого финансиста. У нас его любят, как и вообще прилагательное «креативный». Вот, например, в недавнем альманахе «Москва, я люблю тебя» обязательно есть свой креативный продюсер – Егор Кончаловский.