Чтобы некое явление, хоть бы даже рыночная экономика, укоренилось в культуре народа, у него должны быть прототипы — герои.

Так вышло, что история государства российского полна героев. Большинство из них воины: Пересвет, Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, маршал Жуков, Александр Матросов. Героями были великие государи (например, Ярослав Мудрый, Петр I, Екатерина), государственные деятели (Сперанский, Витте, Столыпин), огромное число великих ученых от Менделеева до Ландау. А еще Пушкин, а еще Толстой и Чехов, а еще Рахманинов, Рихтер и Шостакович! Даже Станиславского с Немировичем-Данченко нельзя не посчитать…

Большевиками был создан целый иконостас героев революции и гражданской войны. Правда, по воле Сталина большая часть этих героев исчезла из жизни и со страниц газет, но понимание того, что «новой культуре» нужны новые герои, было.

К сожалению, в новое время новые герои не появились. По крайней мере герои, признанные всем народом. Ни Горбачев, ни Ельцин, ни Сахаров, ни Лихачев такими героями не стали.

Прошло более 20 лет от начала перестройки — старта в каком-то смысле новой российской цивилизации, — но ни одна сфера деятельности новых героев не дала. Не считать же таковыми новую буржуазию или современных политических деятелей?! И надо сказать, отсутствие героев, задающих для всей нации нормы морали, адекватные современным реалиям страны, остро чувствуется.

В каждой организации существуют легенды о том, как создавался бизнес и как он существует в настоящее время. Степень соответствия легенд реальным фактам бывает разной, важно, что эти легенды — проявление организационной культуры. Они не только демонстрируют, но и формируют отношение сотрудников к организации. Главные действующие лица таких историй — «герои» и «антигерои». Герои — носители главных организационных ценностей, антигерои совершили осуждаемые поступки.

Интересно, что хозяин не может быть героем для наемных сотрудников. Он мог бы быть образцом для других хозяев. Для наемных сотрудников хозяин скорее «кормилец», «защитник», «мудрый предводитель» в лучшем случае. Антигероем выступает чаще всего сотрудник, участвовавший в становлении фирмы, а потом как-то неправильно себя поведший и уволенный. Кстати, антигерой является для работников фирмы образцом того, как вести себя не надо.

В крупном бизнесе, состоящем из нескольких организаций, фигура хозяина в принципе «мифологична»: это что-то очень далекое, наделенное могуществом и, как положено в России, несущее угрозу. В разных компаниях большого холдинга могут быть свои герои — антигерои, а вот общего героя для всех может и не быть. И тогда неизбежны скрытые и открытые конфликты организаций холдинга между собой и с головной организацией — прежде всего за ресурсы.

Так сложилось, что российский бизнесмен никогда не был героем — ни героем страны, ни героем классической русской литературы. Даже сейчас, невзирая на вал сериальной продукции о новой жизни, совершенно невозможно найти в литературе или на телевидении образа российского бизнесмена, который мог бы претендовать на роль если уж не героя, то хотя бы некоторого положительного персонажа, принимающего на себя основную ответственность за результат. Если сегодняшние бизнесмены не годятся в герои, почему бы не поднять на щит бизнесменов прошлых лет — Третьяковых, Морозовых, Бахрушиных?

Среди моих клиентов нет ни «назначенных миллионеров», ни бандитов, ни аффилированных с государственными организациями бизнесменов. Все они «самоделкины», которые начинали бизнес без внешней помощи и добились успеха за счет личных качеств. Практически каждый из них мог бы быть героем интереснейшего романа, если бы нашелся талантливый писатель, готовый работать с такой сложной темой. Однако мне думается, что героями дня сегодняшнего они все равно не стали бы. Культура большинства населения, идеалы «справедливости» и «равенства» (у всех все отнять и поровну поделить) не позволили бы им посчитать любого сегодняшнего бизнесмена положительным героем. Возможно, таким его посчитают дети или внуки. Будем надеяться. Иначе никакого рынка в России не будет.

Текст: Давид Шустерман