На мировом чемпионате по креативности Россия заняла бы первое место с огромным отрывом. В стране, где из века в век среда воспринимается как угрожающая и неопределенная, креативность — это способ выживания людей. Умение быстро приспосабливаться к переменам в нашем обществе было бы невозможно, не обладай народ этим качеством. Правда, часто проявления креативности абсолютно противозаконны, но это не снижает эстетического удовольствия от анализа схем ухода от налогов, "обувания" партнеров или законного грабежа граждан. Например, постоянная перерегистрация фирм — классический пример такого грабежа. Можно и по мелочи зарабатывать деньги — например, замена форм отчетности многочисленными госорганами тоже приносит кому-то хорошие деньги.
Переизбыток творческих людей в организации — это большой ресурс, но еще большой риск. Креативность превращается в риск, когда ориентирована на процесс, а не на результат. Поясню на простом примере. Нет такой вещи, такого технического решения, которое нельзя было бы улучшить. К тому времени, когда какой-то проект уже реализован, творческий человек знает, что необходимо исправить, чтобы улучшить его. И если у этого человека есть власть, то будет проведена доработка проекта, а не начаты продажи. Если же продажи все-таки начнутся, это означает, что появился более интересный творческий проект, а к первоначальному интерес угас. Американскому бизнесу понадобились годы, чтобы сформулировать закон "Лучшее — враг хорошего".
В некоторых российских компаниях уже усвоили этот закон и запрещают корректировать первоначальное техническое задание до изготовления прототипа — под страхом увольнения с работы. Но пока это островки здравого смысла в бушующем океане "творчества".
Если и существует в мире культура самая противоположная российской, то это бизнес-культура Японии. Японцы не претендуют на разработку идей, а ставят на технологию и рационализм. Возможно, именно поэтому их специалисты по менеджменту, в частности И. Нонака, создали креативную теорию развития организаций. В России, видимо, нужна теория борьбы с креативностью в организациях и развитие рационализма.
Самое неприятное, что у руководителей и менеджеров российского бизнеса любая творческая задача вызывает прилив энергии и энтузиазма, а любые рутинные задачи — скуку и вопрос: "Кого бы нанять, чтобы делал и не мешал". К сожалению, к скучным всегда относят вопросы технологии, документооборота, любых рутинных процедур — то, что составляет основу бизнеса и менеджмента.
Большинство моих клиентов — люди творческие. На начальных этапах развития бизнеса креативность была их главной опорой. С ее помощью они быстро росли, но потом начинались совершенно одинаковые проблемы. Сотрудники, привыкшие к "мозговым штурмам", генерации "новых идей", оказывались совершенно не готовы к ежедневной, однообразной и малоинтересной работе. Что творческого в отслеживании выполнения контрактов по поставке товара, растаможке, логистике, складам, работе с покупателями и т. п.? Даже в IT-компаниях когда-нибудь кончается этап разработки и начинается этап внедрения, всеми не любимый. Каждая развивающаяся компания увеличивается не только в численности сотрудников и оборотах, но и в обязательствах: поставщикам, партнерам, клиентам. И обязательства эти, выступающие как требования к организации, постоянно сужают пространство креативности. Она никуда не уходит — просто перестает быть главным инструментом. Ее место занимают технологии, регламенты и процедуры.
Проблема оптимального соотношения креативности в бизнесе и управлении не нова — ей уже больше сотни лет. Еще в начале XX в. классик менеджмента Т. Веблен писал о ней. Бизнес, построенный на инновациях, очень рискованный, можно сказать, это отдельный тип бизнеса. Важнейшая, но очень маленькая часть того, что можно назвать рынком. На один "Гугл" или "Майкрософт" приходятся тысячи провальных проектов.
Тем не менее идея, что можно быстро создать нечто такое, что через несколько лет принесет миллионы, греет души многих не только в России. Это их выбор, их ответственность, их жизнь, но когда большинство менеджеров ищет "интересную" работу, а работодателям нравятся "люди с идеями" — это опасно для бизнеса и государства.
Текст: Давид Шустерман
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Таланты опасны! Особенно в России
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат