Простые решения, как правило, принимаются легко и не несут больших рисков. Однако, процесс принятия решений в сложных ситуациях сопряжен с рядом проблем:
1. Неопределенность – многие факты неизвестны
2. Комплексность – необходимо рассмотреть очень много взаимосвязанных факторов
3. Риск последствий – существенное воздействие решения на ситуацию
4. Альтернативы – каждый вариант решения несет риски и неопределенности
5. Межперсональные проблемы – сложно предсказать, каким образом могут отреагировать другие люди на принятое решение.
В этой статье, мы рассмотрим общую систему, которой следует придерживаться для принятия качественных решений. Эта система состоит из 6 шагов:
ШАГ 1. Создание конструктивной среды
ШАГ 2. Создание хороших альтернатив
ШАГ 3. Анализ альтернатив
ШАГ 4. Выбор лучшей альтернативы
ШАГ 5. Проверка решения
ШАГ 6. Сообщение о принятом решении и переход к действию.
На каждом из этих шести шагов Вам могут понадобиться различные методики и технологии, мы обязательно их рассмотрим в дальнейших выпусках рассылки. Остановимся подробнее на каждом из этапов:
№ 1: Создание конструктивной среды.
Решение – это продукт Вашей мыслительной деятельности. Для того, чтобы этот продукт был качественным необходимо соблюдение следующих условий:
1. Определите цель. Вы должны точно знать чего Вы хотите достичь
2. Определите способ принятия решения – индивидуально или в группе, с привлечением внешних экспертов или силами внутренних специалистов, письменно или устно и т.д.
3. Вовлечение заинтересованных сторон. Если Вы принимаете решение индивидуально, полезно получить как минимум консультацию или опросить мнение тех людей, которым предстоит «пользоваться» Вашим продуктом: принятым решением. Если работа идет в группе (оптимальный размер 5-7 человек) включите в состав этой группы представителей заинтересованных сторон.
4. Мнения должны быть услышаны. Побуждайте всех участников рабочей группы высказывать свое мнение, анализировать вслух, высказывать возражения без страха получить взыскание на откровенные высказывания. Важно понимать, что цель обсуждения – принять наилучшее решение в данных обстоятельствах. Это не конкурс на лучшую идею.
№ 2: Создание хороших альтернатив
Для принятия эффективного решения этот шаг один из наиболее важных. Чем более хорошие варианты Вы рассмотрите, тем более всесторонним будет Ваше решение. Когда Вы создаете альтернативы, Вы побуждаете себя рассматривать проблему более глубоко и с различных углов.
Я рекомендую использовать прием: «там должны быть другие решения». Когда Вы думаете таким образом, Вы запускаете «поисковую систему» в Вашем мышлении, на поиск наилучшего варианта действий.
№3: Анализ альтернатив
Когда Вы получили удовлетворяющий Вас набор альтернатив, необходимо оценить их на предмет выполнимости, рисков и значение каждого варианта для развития ситуации в будущем.
№ 4: Выбор наилучшей альтернативы
Этот этап самый ответственный: предстоит сделать выбор. Даже после глубокого исследования лучший выбор может быть не совсем очевиден. На качество выбора могут повлиять критерии, которые учитывались при анализе. Также способ организации информации, которую Вы получили на предыдущих этапах, может помочь Вам при выборе.
В дальнейших выпусках мы рассмотрим один из наиболее популярных инструментов – Дерево Решений. Этот инструмент будет полезен при выборе между различными вариантами. Он помогает более очевидно показать различные опции и привнести в процесс принятия решения понимание вероятного исхода каждой из альтернатив.
№ 5: Контроль качества решения
Затраченные на предыдущих этапах усилия, может привести к ситуации, когда теряется чувство контроля. То есть беспристрастный взгляд на принятое решение. Возможно, в ходе обсуждения прозвучала «красивая» идея, которая понравилась всем участникам, и отказываться от нее не хочется. Повышается риск ошибки, так как любые факты, опровергающие «красоту» идеи будут группой отвергаться.
Самонадеянность и нежелание видеть негативные последствия может привести к непоправимым ошибкам. На этом этапе полезно как интуитивная оценка процесса принятия решения, так и применение специальных техник (например, Анализ слепых пятен, Лестница Умозаключений)
№6: Сообщение о принятом решении и переход к действию.
Как только решение принято, необходимо сообщить об этом всем вовлеченным в его реализацию сторонам. Чем больше информации получать Ваши сотрудники, подчиненные или последователи, тем выше вероятность, что принятое решение будет поддержано. Объясните, почему это решение принято, почему Вы считаете его наилучшим.
И, наконец, приступайте к действию. Чем дольше вы откладываете момент внедрения решения, тем выше вероятность, что оно утратит свою актуальность. Процесс принятия решения проходил в определенной ситуации, и решение будет наиболее эффективным в данных условиях. Если со временем условия изменятся, решение также необходимо пересмотреть.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Как принимаются управленческие решения?
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат