Сколько времени в день, в месяц Вы, как руководитель затрачиваете на выполнение работы именно руководителя?

Одна из самых известных моделей, описывающих работу руководителя - функциональная модель Файоля.

Руководитель должен:

* Прогнозировать и планировать,

* Организовывать,

* Руководить,

* Координировать,

* Контролировать.

Прогнозировать и планировать.

Прогноз - предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. К основным методам прогнозирования относятся

* статистические методы;

* экспертные оценки (метод Дельфи);

* моделирование.

Из Википедии

Чаще всего в организациях используется метод экспертных оценок, когда первые лица организации собирают мнение подчиненных, обсуждают информацию, спорят и в итоге получают общую картину будущего. Планирование - это вид деятельности, связанный с составлением планов. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

* Постановка целей и задач,

* Составление программы действий,

* Выявление необходимых ресурсов и их источников,

* Доведение планов до их непосредственных исполнителей.

Из Википедии

Организовывать

Организовывать - значит создавать формальную структуру организации (отдела), умело распределять работу среди сотрудников.

А также создавать систему запрограммированных решений. Каждый сотрудник должен заранее знать, как ему поступать в той или иной ситуации, а не бегать постоянно к начальнику и не отвлекать начальника от дел.

И это задача именно руководителя - прописать "правила игры" для подчиненных.

Руководить

Руководить - значит отдавать распоряжения и мотивировать подчиненных на выполнение работы и задач, получение результата. Здесь большую роль играет опыт руководителя, чем больше опыт, тем больше правильных решений принимает руководитель.

Координировать

Для координации действий сотрудников и взаимодействия с другими подразделениями прописываются регламенты взаимодействия, которые также содержат набор запрограммированных решений. Тем не менее, все равно возникают ситуации, когда приходится действовать не по регламенту и "включать голову", здесь тоже очень важен опыт руководителя.

Контролировать

Часто контроль сводится к "поговорить с подчиненным". Слишком трудозатратный и поэтому малоэффективный способ.

При создании организационной структуры и прописывании регламентов определяются точки контроля над рабочим процессом. Информация должна накапливаться в табличной форме. Эти табличные формы являются приложениями к регламентам и позволяют руководителю без больших трудозатрат постоянно контролировать процесс и влиять на него.

Еще лучше, когда процесс управления компанией автоматизирован (CRM и т.п.)

А теперь контрольный вопрос

Сколько времени в день, в месяц Вы, как руководитель затрачиваете на выполнение функций по Файолю? Насколько равномерно распределено Ваше рабочее время на перечисленные выше функции? Или Вы только отдаете распоряжения?

У хорошего руководителя время равномерно распределено между пятью функциями:

* Прогнозирование и планирование,

* Организация,

* Руководство,

* Координация,

* Контроль.

Более того, у хорошего руководителя выделены определенные часы или дни для исполнения функций руководителя. И только после исполнения своих основных обязанностей руководитель занимается продажами и всем остальным.

Надеюсь что, оценив свою работу с помощью функциональной модели Файоля, Вы станете более результативным и эффективным начальником.

Владимир Зюзько. Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг. www.taler-spb.ru