Тема данной статьи - та ценность, которую представляете в этом мире вы как личность и ваш бизнес. В наше кризисное время многие явно или неявно задумываются об этом: есть сильный повод переосмыслить многое в этой жизни. А тут еще Новый год: время подвести итоги и составить планы на будущее.
1. Ценность вас как сотрудника
Все вопросы, связанные с работой, упираются в ту ценность, которую вы представляете на рынке труда вообще и для своей компании в частности. Ценность эта или велика, или нет. И о ней рынок труда и ваше руководство знают или нет.
Получается, что практических вопроса два:
* Как увеличить свою ценность?
* Как донести ее до руководства?
Для начала пару слов об отношении к работе. Многие люди, работающие по найму, противопоставляют себя своей компании. То есть сотрудник считает, что вот "есть мои интересы, и компания их или удовлетворяет, или нет". А если нет, то я возмущаюсь, требую, а если все плохо - ухожу. Скажу сразу, что с таким подходом вы "далеко не уедете".
Мы поговорим о той позиции, которую вы как наемный сотрудник можете занять в отношении своей компании. И которая поможет вам не только сохранить работу, но и сделать хорошую карьеру.
Относитесь к компании так, как будто она ваша. Но не "что хочу, то и ворочу", а "я здесь надолго. Что я могу сделать, чтобы компания процветала, и мне было комфортно и перспективно здесь работать".
И следующая мысль: "Каковы ожидания моей компании от меня? Что ценного я могу ей дать? Какие компетенции (навыки, знания, черты личности) нужны, чтобы мне успешно выполнять работу? За что компания должна платить мне деньги"
Хорошо, свою текущую ценность определили. Теперь разработайте план, как вы будете ее повышать. Какие дополнительные компетенции нужны вам, чтобы повысить свою ценность, и как их развить. Есть много вариантов, различных по своей результативности и по затратам времени и денег:
* Найти хорошего наставника и попросить его учить вас
* Упорно тренироваться на практике
* Участвовать в хороших тренингах и семинарах
* Учиться по мультимедиа-курсам
* Читать книги
* Получить дополнительное высшее образование
* И т.д.: выбор за вами.
Ок, допустим, ценность свою вы выяснили и регулярно повышаете. Теперь встает второй вопрос: как сделать так, чтобы вашу ценность заметили и оценили по достоинству?
Важно продвигать себя. Применяйте методы PR (public relations). Не хвалите себя сами, пусть вас хвалят. Что же реально делать?
Ну, например:
* Выступайте с толковыми инициативами по развитию компании и берите на себя ответственность за их воплощение. Реально помогите своей компании и своему шефу, и это принесет свои плоды, хотя, возможно не сразу.
* Чаще общайтесь с руководством, красиво презентуйте свои идеи. Лучше, если вы найдете способ общаться с максимально высоким руководством, а не только с непосредственным боссом.
* Привлекайте руководство и коллег к реализации своих инициатив: пусть они будут в вашей проектной команде. Это усилит их вовлеченность в процесс и поднимет ваш авторитет.
* Берите на себя смежные функции - это добавит вам опыта и повысит ценность.
* Учите людей вокруг себя. Станьте наставником для менее опытных сотрудников - потом ваши "питомцы" поднимутся и будут помогать вам.
* Пишите статьи, выступайте на конференциях
Общая мысль - будьте заметны! Если руководство видит вашу ценность, ни в какой кризис увольнять вас не станут, пока сама компания жива. Ведь вы поможете ей выжить, так? И даже если эту работу вы потеряете, то легко найдете новую: профи всегда в цене!
2. Дело жизни
Все мы чем-то занимаемся по жизни. Одним делом более успешно, другим - менее.
Например, я могу консультировать и учить - при этом моя ценность и вклад в мир высоки. А могу, к примеру, торговать, или чинить компьютеры, или варить борщ. Я это делаю не самым плохим образом, но моя ценность для мира будет явно ниже. Естественно, это отразится и на доходе.
А представьте, как было бы здорово постоянно заниматься любимым делом, а за это еще и хорошие деньги получать. Так вот, это возможно, в том случае, если вы нашли дело своей жизни. Это то, что вы делаете без напряга - и при этом хорошо!
Но как же его найти? Все просто - делайте то, что вам нравится. И все? Почти. Естественно, это должно быть кому-то нужно, но, как показывает практика, бизнес можно сделать почти на всем. К примеру, любил кто-то заниматься дайвингом, и создал PADI - крупнейшую ассоциацию дайверов, которая действует по всему миру. Думаю, ее создатель - небедный человек, судя по масштабам деятельности и ценам.
Когда вы делаете любимое дело, оно хорошо получается, откуда-то берутся силы работать день и ночь - и все это с кайфом! Ну и результат соответствующий: и вы сами себя уважаете, и другие вас ценят, и зарабатываете хорошо.
Если у вас есть дело жизни, то это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь. Он дает вам опору и в радости, и в горе. Итак, вспомните, что вы любите делать больше всего - и вперед! Найдите СВОЕ ДЕЛО и будьте верны ему! Станьте Мастером!
3. Ценность вашего бизнеса
Кризис позволяет отделить зерна от плевел. И понять, какова реальная ценность вашего бизнеса. Причем не умозрительно, а максимально конкретно. Если рынок сочтет его ценным, он выживет, иначе - умрет. Сейчас это волнует каждого предпринимателя.
А кто такой рынок? Это ваши клиенты. Если они счастливы работать с вами, то, как бы трудно им не было, они останутся с вами, найдут возможность платить вам, пусть и поэтапно или чуть меньше. Иначе вы просто будете вычеркнуты в списке платежей. А клиенты - физические лица "голосуют ногами", т.е. перестают покупать у вас.
Давайте я продемонстрирую это максимально наглядно. Я вот сейчас пишу эти строки в кафе на берегу океана. Мы с семьей приходим сюда дважды в день, потому что нам здесь нравится. Индусы, которые тут работают, нам всегда искренне рады, они готовы включить ту музыку, которая нам нравится, и приготовить ту еду, которая нам нравится, даже если ее нет в меню.
В то же время в кафе гестхауса, где мы живем, мы ели всего пару раз. Почему?
Все просто:
* Цены раза в 2 выше.
* Меню скромное, причем половины нет в наличии.
* На попытки заказать что-то выходящее за рамки меню, получаем весьма резкие ответы, типа "Вы что, читать не умеете"
* А по вечерам "управляющий отеля", как он сам себя величает, смотрит в кафе боевики с максимальной громкостью.
Так вот, этот "управляющий" уже фактически уволен, хотя он этого еще не понял. Его уволили клиенты: мы и другие. Мы "проголосовали ногами" против него: в его кафе почти никого нет, хотя год назад, при другом управляющем, был аншлаг. И на следующий год мы его вряд ли увидим: не думаю, что хозяин мини-отеля будет мириться с тем, что "управляющий" растерял всех клиентов.
Ровно тот же механизм работает и в других сферах бизнеса. И, будьте уверены, ваши клиенты постоянно оценивают вашу компанию. Если ценность того, что они получают от вас, в их глазах превышает ту цену, которую они вам платят, то они останутся с вами. Если нет, то ваш бизнес обречен.
Поэтому сейчас самое время выяснить, что же важно для ваших клиентов, чего они ждут от вашего бизнеса. И срочно дать им это.
Проведите опросы клиентов, встречайтесь с ними, решайте совместно, как пережить кризис, и развиваться дальше, причем с прицелом на долгое сотрудничество.
Кстати, то же относится и к вашим поставщикам. Помогите им выжить, но требуйте от них, чтобы они постоянно росли: все лучше удовлетворяли ваши потребности.
В последние месяцы меня часто спрашивают:
* Выживет ли та или иная сфера бизнеса?
* Каким бизнесом сейчас заняться?
Общего ответа нет, но принципы просты.
* Ни одна сфера рынка не свернется до нуля. И бриллианты продаются в кризис.
* Если вы входите в число лидеров своего рынка, то все шансы выжить у вас есть. И развиться за счет клиентов менее успешных компаний.
* Дорогие товары и услуги будут продаваться хуже, дешевые - лучше. Т.е. клиенты будут искать более дешевые заменители, которые позволят им удовлетворять их потребности.
* Будет успешно развиваться все то, что позволяет людям и компаниям снижать свои издержки. Например, если вы предоставляете транспортные услуги, и они обходятся компании-клиенту дешевле, чем содержание собственного автопарка, то у вас есть все шансы "подняться".
* Ну и просто работайте на совесть и будьте верны своему бизнесу, своим клиентам и обязательствам.
4. Чем сейчас заняться
Так каким же бизнесом сейчас заняться? Просто оглянитесь вокруг, и посмотрите, чего не хватает лично вам. Потом убедитесь, что вы не одиноки. И начинайте соответствующий бизнес.
Например, в Москве очень дорогое общественное питание. Понятно, что сам город дорогой, но все же спрос на возможность дешево поесть есть всегда. И первый, кто сделает сеть кафе, в которых можно нормально поесть дешевле 100 рублей, причем не только в обеденное время, - преуспеет.
По себестоимости это вполне реально: почти все новые кафе начинают с низких цен, а потом их поднимают. А вы не поднимайте - останьтесь в дешевом сегменте. Для контраста: здесь, в Индии, местной (нетуристической) пищей можно питаться на доллар в день. За пять баксов можно вкусно поужинать, лежа на подушках, с видом на океан и приятной музыкой, несколькими свежевыжатыми соками и свежими морепродуктами.
Вообще состояние российского рынка такое, что можно взять почти любую область, и если вы представите продукт приемлемого качества по доступной цене - успех обеспечен. В России за последние годы появились почти все нужные товары и услуги, но соотношение цена/качество - УЖАСНОЕ.
Ну скажите, почему в Германии в универмаге C&A классная деловая рубашка стоит 9 евро, хорошо подходит по фигуре, и носится потом 2 года, не теряя вида, а у нас нечто лишь примерно похожее стоит в магазине Реалист от 1500 рублей?
Почему 2-комнатная квартира под Берлином стОит около 50000 евро, а в Москве - сами знаете сколько? Может московские квартиры дюже удобные, или экология в Москве хорошая, или пробок мало?
И почему в магазинах продаются терки и ножи, сделанные в Китае, Индии и даже Бразилии! Всегда смешно и грустно видеть такое...
Вообще, Россия поднимется тогда, когда приезжая в другую страну, мы будем там и сям видеть на товарах (в том числе высокотехнологичных, таких как машины, компьютеры и прочая электроника) надписи "Made in Russia" (а не China, Japan, USA и т.д.). Это будет означать то, что мы как страна действительно даем миру заметную ценность, а не как сейчас: нефть, лес, да танки с ракетами.
Итак, мораль проста: услышьте, что нужно клиентам, и сделайте именно это, причем качественно и по доступной цене - долгосрочный успех вам обеспечен!
Успехов! И пусть ваша ценность с каждым годом растет!
Михаил Рыбаков, cайт www.mrybakov.ru, адрес: mrybakov@mail.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Ваша ценность
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат