Вы готовы кормить себя и семью за счет заказов из приложений Uber, Airbnb и прочих сервисов для обмена услугами? Для миллионов людей это уже главный источник дохода. В чем привлекательность и главная опасность набирающей популярность «экономики обмена», рассказывает E-xecutive.ru.

Рабочий день 35-летней Дженнифер Гадри, ветерана ВМС США и бывшего бухгалтера, начинается в 4 часа утра, когда большинство жителей зеленого пригорода Бостона еще спят. Она зарабатывает деньги на собственном автомобиле, перевозя людей, которые заказывают такси через популярные мобильные приложения Uber, Lyft и Sidecar. Она также собирает мебель и ухаживает за садами клиентов, которые находят ее через TaskRabbit, электронную биржу домашней работы.

Вовлеченность в то, что называется экономикой обмена, позволяет Дженнифер сгладить нестабильность и неопределенность на рынке труда США.

Ее цель зарабатывать в среднем как минимум $ 25 в час, чтобы растить троих детей, оплачивать еду и аренду квартиры.

В так называемой экономике обмена (ей пророчат большое будущее), где сайты и приложения сводят тех, кто ищет услуги, с теми, кто готов предоставить эти услуги, миссис Гадри действует как микропредприниматель, то есть независимый подрядчик, который зарабатывает деньги, предоставляя свои навыки, время или недвижимость покупателям, которым необходима доставка, место для ночлега, химчистка, повар или человек, который наведет порядок в квартире.

Людям, ищущим дополнительный заработок, такие сайты дают дополнительный доход. Помимо сервисов такси, существуют бизнесы, как Airbnb, которые предоставляют возможность кратковременного проживания; TaskRabbit и Fiverr — посредники в оказании услуг, Postmates и Favor, позволяющие заказать курьерские услуги, а также Instacart, с помощью которого можно заказать доставку продуктов.

«Сервис Sidecar позволяет на ежедневно подвозить попутчиков. Это дополнительные деньги для водителя и реальное снижение стоимости для пассажира», — отмечает Ник Гроссман, генеральный менеджер по стратегии и развитию UnionSquareVentures, которая инвестировала в Sidecar.

В условиях сохраняющейся высокой безработицы, люди, как миссис Гадри, часто вынуждены работать семь дней в неделю, пытаясь заработать прожиточный минимум на нескольких подработках. Они сильно зависят от изменения политики сервисов, которыми пользуются для поиска клиентов, изменений бизнес-модели и ставок платежа. Чтобы минимизировать риски, многие работники используют несколько сервисов.

«Диверсифицированный портфель заказов — это защита», — говорит Сара Горовиц, основатель и исполнительный директор Союза Фрилансеров, адвокатской организации. Люди идут на это в условиях, когда заработная плата не повышается и доходы нестабильны. Они делают это, чтобы выжить».

Сама по себе неполная занятость совсем не новое явление. Но под воздействием быстрого развития технологий и мобильных приложений она до блеска отлакировалась и вписалась в новые модные тренды: экономика обмена, экономика равных, экономика сотрудничества, экономика подработок.

Подработки дают возможности самозанятости и разнообразия, когда работники берут обязательства по своему выбору и моделируют собственное расписание. Вместо надрывного труда на обезличенные корпорации, они работают для таких же граждан, как они сами.

«Исполнители в экономике равных на самом деле ценят независимость и гибкость, большинство людей это вдохновляет, — говорит Шелби Кларк, основатель биржи такси RelayRides. — Вы встречаете замечательных, интересных людей. У вас появляются захватывающие истории».

Это, безусловно, находка и для заказчиков. Биржи услуг делают более доступными люксовые услуги, предоставляя шофера, повара или личного помощника для разовой работы, тогда как раньше для этих целей можно было нанять только профессионала на полную ставку. В перспективности направления убеждены и венчурные компании.

Uber привлек более $ 1.5 млрд инвестиций, Lyft — $ 333 млн, TaskRabbit — $ 38 млн. Одна из привлекательных сторон для инвесторов — это возможность экономить на заработной плате для штатных сотрудников за счет эффективно функционирующих трудовых брокеров.

Эти биржи становятся все более популярными у работников. Эксперты рынка труда объясняют, что люди, которые не могут найти постоянную работу, вынуждены соглашаться на частичную занятость. Согласно данным Бюро трудовой статистики, в июле 2014 года 9,7 млн американцев были безработными, еще 7,5 млн работали неполный рабочий день, потому что не могли устроиться на полную ставку.

Точной статистики о том, сколько людей заняты в экономике подработок, не существует. Но согласно отчету MBO Partners, которая консультирует независимых подрядчиков, в прошлом году около 17,7 млн американцев как минимум половину своего времени работали в качестве независимых подрядчиков, помимо основной работы.

Люди, зарабатывающие на случайных работах вместо постоянной долгосрочной занятости, составляют новый класс работников, чей доход зависит от нестандартной занятости. Трудовой экономист Гай Стэндинг считает, что это новый рабочий класс, который приходит на смену пролетариату, и называет его прекариат (от англ. precarious, сомнительный, ненадежный).

Доктор Стэндинг рассматривает биржи услуг как часть глобального феномена, в котором трудовые брокеры поощрят людей работать от случая к случаю без основных преимуществ или защиты, которую дает полная занятость. По существу, эти компании являются каналом для поиска разовой, быстро предоставляемой или наименее оплачиваемой работы, говорит он, заставляя потенциальных работников конкурировать друг с другом и обесценивая их труд.

Uber, Lyft и TaskRabbit, например, не признают людей, которые предоставляют услуги их клиентам, своими сотрудниками. Компании называют себя всего лишь площадкой, как eBay, для поиска исполнителей. Они требуют, чтобы услуги предоставлялись независимыми подрядчиками. Они не могут претендовать на бонусы в виде медицинского страхования, социальные вычеты и пособия по безработице.

«Возможно, я зарабатываю меньше, чем другие исполнители, — признает миссис Гадри. — Но для меня это подходящая модель».

Шесть лет назад у нее была работа контролера в маленькой компании. После рождения ее младшего сына, руководство попросило ее работать дополнительные часы. Она не смогла приспособиться к новому графику, так как ей приходилось заботиться о новорожденном. Так что ей пришлось уволиться с работы.

«Я начала искать частичную занятость, но такие вакансии редки и на них высокая конкуренция, — говорит Гадри. — В середине карьеры мало возможностей для мам, работающих из дома неполный день».

«Если вы займетесь подсчетами, вы выясните, что большинство таких людей получает меньше минимального заработка», — говорит Дин Бейкер, экономист и содиректор Центра экономических и политически исследований в Вашингтоне.

«Это вообще не работа, она не имеет никакого будущего, никаких возможностей для модернизации, это случайная работа, — говорит Стэнли Ароновиц, директор Центра исследований культуры, технологий и занятости в Городском университете Нью-Йорка. — Это также можно было бы назвать наемным рабством, где работники связаны по рукам на всех уровнях — технологиями, владельцами ресурса, заказчиками».

Эксперты и первопроходцы экономики взаимных услуг признают, что большинство работников трудятся без страховой поддержки. Кларк, ветеран индустрии и основатель RelayRides, перечисляет список лакун: медицинское страхование, пенсионные накопления, налоговые удержания и даже товарищество и наставничество, которые могут быть доступны в обычном офисе при полной занятости.

Он предсказывает, что будет появляться все больше бизнесов, основанных на предоставлении проектной работы: «Есть много возможностей сосредоточиться на исполнителях, сделать их работу более простой, стабильной и менее пугающей, чтобы зарабатывать в экономике равных».

Так, TaskRabbit начал предоставлять исполнителям доступ к льготному медицинскому страхованию и бухгалтерским услугам. Lyft заключил партнерство с Союзом фрилансеров, которое дает доступ к медицинским и другим бонусным программам.

Ирина Силачева, специально для E-xecutive.ru