Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям считать их представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проводимых информационным каналом Subscribe.ru с 2008 года среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию Интернета.

Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят, прежде всего, тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году, 71% - в 2010 году, 67% - в 2012 году и 68% - в 2014 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%, 58%, 55% и 55% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61%, 27%, 22% и 21%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%, 25%, 26% и 26%), один или больше автомобилей на семью (55%, 25%, 21% и 20%).

Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей Интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего".

Однако большинство российских пользователей Интернета оценили уровень своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей большую роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности.

Так среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% отметивших этот признак в 2008 году, 34% - в 2010 году, 35% в 2012 году и 36% в 2014 году), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58%, 22%, 20% и 19%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%, 23%, 22% и 23%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41%, 16%, 17% и 15% соответственно).

А в качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%, 36%, 36% и 33%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%, 25%, 26% и 26%), высокую профессиональную квалификацию (53%, 20%, 24% и 23%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%, 17%, 20% и 18%).

Необходимо отметить еще один, психологический фактор идентификации российских интернет-пользователей со средним классом. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 54% в 2008 году и 46% в 2014 году были склонны отождествлять себя со средним классом.

Напротив, среди тех, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 77% в 2008 году и 78% в 2014 году не отождествляли себя со средним классом.

Чаще других респондентов в онлайн опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владельцем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году, 64% в 2010 году, 47% в 2012 году и 59% в 2014 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%, 55%, 54% и 41%), руководителем подразделения (53%, 51%, 46% и 39%), индивидуальные предприниматели (47%, 54%, 43% и 39%), профессионалы, ведущие частную практику (47%, 39%, 48% и 32%).

Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как финансы и страхование (52%, 58%, 55% и 46%), органы государственного или муниципального управления (51%, 49, 45% и 32%), строительство (48%, 38%, 42% и 41%), оптовая и розничная торговля (47%, 50%, 39% и 38%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%, 39%, 40% и 32%), информационные, юридические услуги, реклама (46%, 47%, 42% и 42%).

Лишь 3-4% опрошенных российских интернет-пользователей утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 3-5% затрудняются оценить его долю среди населения России. Сегодня около 24% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 28% оценивают его долю в 11-20%, 18% оценивают его долю в 21-30%, а около 21% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Но если оценки доли российского среднего класса за прошедшую "пятилетку" были практически стабильными, то оценки его динамики стали более пессимистичными. Доля российских интернет-пользователей, уверенных в том, что за это время доля среднего класса среди населения России росла, сократилась в 1,8 раза. Напротив, в 2,3 раза выросла доля тех, кто отмечает снижение доли среднего класса. Таким образом можно предположить, что в сознании российских интернет-пользователей сложилось представление о достижении накануне мирового экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшей за ним стагнации.

Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61% отметивших этот признак в 2008 году, 49% - в 2010 году, 46% - в 2012 году и 40% в 2014 году), бизнесменов, предпринимателей (60%, 49%, 50% и 41% соответственно), менеджеров (58%, 43%, 37% и 30%), экономистов, бухгалтеров (49%, 39%, 33% и 29%), банкиров (31%, 25%, 23% и 20%).

Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41%, 37%, 33% и 34%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (31%, 29%, 29% и 31%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (24%, 17%, 17% и 16%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (25%, 20%, 19% и 23%).

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2008 году себя причисляли около 43% активных российских интернет-пользователей. Но к настоящему времени эта доля уменьшилась до 34%. Еще скромнее оцениваются респондентами личные достижения, составляющие основу такой самоидентификации.

Среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, сократилась с 84% в 2008 году, до 76% в 2010, до 67% в 2012 году и до 61% в 2014 году. Большинство (не менее 2/3) представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не менее, чем в 20%. Однако рост доли среднего класса среди населения России за это время отмечают 47% в 2014 году против 69% в 2008 году.

Среди не причисляющих себя к среднему классу респондентов преобладает еще более скромная оценка как личных достижений (отметили улучшение своего социального положения за последние пять лет 57% в 2008 году, 49% в 2010 году, 40% в 2012 году и 30% в 2014 году), так и структурных изменений в российском обществе (отметили рост среднего класса в России 28% в 2014 году против 55% в 2008 году). Большинство (не менее 2/3) представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не более, чем в 20%.