Все порталы наперебой публикуют прогнозы на 2014 год. А участник E-xecutive.ru Андрей Кулинич решил поступить не как все: он проверил предсказания, сделанные в декабре 2012 года. Сбылись или не сбылись? Включайтесь в игру, присылайте аудит прогнозов на 2013 год. Эти тексты редакция до Нового года будет публиковать без очереди.

В конце года исследовательские компании и медиа наперебой дают прогнозы развития рынков. Читать подобные прогнозы интересно, но еще интереснее проследить, насколько точными они оказались.

Я решил проверить прогнозы, сделанные в декабре 2012 года агентством Eromonitor и журнала Forbes. Получил следующую картину:

Десять трендов развития потребительского рынка: прогнозы и факты

2012: прогноз
1. В поисках выгоды. Одним из результатов рецессии стало то, что потребитель стал осторожнее и обращает пристальное внимание на то что, где и за сколько он покупает. Стремление сберегать останется трендом на ближайшие пять лет.

2013: оценка
Реализовалось, для России, по крайней мере, частично. В другом отчете Euromonitor говорят о возрастающем расслоении общества по доходам. Действительно, стоит говорить о двух классах: бедных и обеспеченных. Не богатых, супер богатых, чиновниках и коррупционерах (это исключение, выброс), а именно об обеспеченных. Действительно, обеспеченные думают об экономии, например, энергосбережении. Возможности сохранения накопленного. А вот бедные потреблять стали больше, нерационально. Быть бедным в России стыдно. И это стимулирует показное потребление в среде бедных. Отлично описано в статье «Модные бедные» в газете «Комерсантъ».

2012: прогноз
2. Жизнь по средствам, отказ от кредитов. Рецессия подтолкнула потребителей на развитых рынках определить приоритеты и жить в пределах своих финансовых возможностей. Если кредит и берут, то только для крупных покупок.

2013: оценка
Видимо, ключевое слово «на развитых рынках». У нас кредитование растет, причем, среди малообеспеченных слоев. Опять два тренда, два слоя общества?

2012: прогноз
3. Совет друга. Потребители все более осторожно относятся к покупкам. Игнорируя маркетинговые уловки, мы спрашиваем советов друзей и знакомых.

2013: оценка
Оказывает просто фантастическое влияние на рынок уже сейчас!

2012: прогноз
4. Мультикультурный консьюмеризм. За счет притока трудовых мигрантов, развитые рынки становятся все более мультикультурными. Этнические группы расширяются и становятся значимым рыночным сегментом. И кто сказал, что мигранты бедные и неплатежеспособные?

2013: оценка
Да, появляются газеты, радиоканалы, клубы для мигрантов, в частности, для тех, кто приехал из Средней Азии. Крупные компании давно пишут инструкции на нескольких языках. Поток мигрантов неоднороден по своему составу: в Россию приезжают не только гастарбайтеры, но и представители обеспеченных слоев. Ситуация с въездным потоком напоминает ситуацию с выездным: из России тоже выезжают наиболее состоятельные, в свою очередь Россия принимает часть представителей среднего класса из стран СНГ.

2012: прогноз
5. Борьба с ожирением. Несмотря на растущую тенденцию к здоровому образу жизни, доля людей с лишним весом достигло рекордного уровня. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля людей с лишним весом выросла в два раза по сравнению с 1980 годом.

2013: оценка
Факт! Продукты для борьбы с лишним весом, услуги по коррекции фигуры - огромный сегмент рынка. И все равно толстеем, но хотим выглядеть и быть стройными.

2012: прогноз
6. Изменение отношения к людям в возрасте.Люди в возрасте хотят вести себя и ведут как молодые! Границы в потребительском поведении между молодежью и пожилыми размываются.

2013: оценка
Да, происходит. Люди после 60-ти часто более платежеспособны и тратят деньги с удовольствием. Мотоцикл и спортивный автомобиль покупаются после сорока и многое другое.

2012: прогноз
7. Покупаем впечатления и опыт потребления.С начала рецессии, потребители на развитых рынках были сосредоточены не столько на показном потреблении и усилении материального благополучия, сколько на покупке впечатлений и настроения.

2013: оценка
Да. Есть. Важный тренд, который происходит и взят на вооружение маркетингом в России.

2012: прогноз
8. Рост социальной ответственности. Не смотря на ухудшающееся экономическое положение, потребитель становиться все более ответственным и ждет этого от компаний.

2013: оценка
Едва ли этот тренд является определяющим для России.

2012: прогноз
9. Химическая атака. Потребители все больше заботятся о своем здоровье и хорошем самочувствии, избегая потенциально вредных химических (искусственных продуктов). Растет спрос на натуральные ингредиенты.

2013: оценка
Да, потребители переплачивают за иллюзию натурального. Спрос растет на эко продукты растет. Но стали ли продукты более натуральными и полезными?

2012: прогноз
10. Мобильный кокон. Мобильные гаджеты становятся нашим вторым я, серьезно меняя нашу жизнь.

2013: оценка
Однозначно

Что в итоге: девять из десяти трендов реализуются, пусть и частично. Это хороший результат. Остается только дискутировать, действительно ли эти тренды определяют изменение поведения потребителя?

Андрей Кулинич, по материалам Forbes, Euromonitor.com