Деньги дуракам даются проще. Такую мысль наш колумнист прочитал в сочинениях Бориса Березовского

«Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад. Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог, потому что имел вспыльчивый характер».

Из речи Остапа Бендера на похоронах Паниковского.

Признаться, для меня лично смерть Березовского не была потрясением. Мне даже не интересно помер ли он там сам, или его замочили в ванной. Терзает меня другое – многие вдруг заговорили каким-де умным, талантливым, гениальным был сей покойник.

Умным? А чего он такого умного совершил-то? Ах да, в малокультурных странах мерилом разума считается величина богатства. И вот по этим меркам в глазах примитивной публики покойный являлся гигантом мысли.

Любопытно почитать форумы. Например, некто Анна пишет:

«Мне, как юристу, ясно только одно, чтобы сколотить такое состояние (а тем более НЕЗАКОННО - в чем обвиняют Березовского), нужно быть умнейшим человеком - чтоб суметь остаться безнаказанным. И вот именно за свою мудрость и находчивость он уже достоин минимум уважения. А все завистники, которые хотели бы повторить хоть на 30% его "успех", да только "в носе не кругло" всегда будут хаять Березовского. А ведь проблема-то в вашей несостоятельности (личностной - в первую очередь) заключается не в существовании Бориса Березовского, а в вашем сознании! Именно об этом он и написал статью (очень интересную!)».

Далее речь о статье Бориса Абрамовича «Как заработать большие деньги». Статья написана языком премудрым, но суть довольно избита – если веруешь ты в успех и прикладываешь старания, то будет тебе успех! А ежели сомневаешься, то и не берись за дело. Но есть в статье и ряд занятных моментов, которые приведу вам вкратце.

«Спросите любого русского: что такое удача? Он ответит - везение, не зависящее от нас. Евреи воспитаны иначе. С молодых лет нас учат, что удача - продукт целенаправленного действия, что внешне случайные события на самом деле подготовлены людьми, их верой и волей. Мир - отнюдь не стихия хаоса, и удача не так слепа, как её себе многие представляют. … Для того чтобы сделать Вас богаче, нужны перемены не извне, а внутри Вас. …Когда в начале 90-х я, скромный научный работник, начинал бизнес, я очень жестко следовал условию западной социальной психологии: гнать в шею даже самого толкового сотрудника, если он разлагает пессимизмом и неверием в успех коллектив.

«Дуракам лишь клад дается», - записал народную поговорку поэт Ершов. Это удивительное наблюдение, кажется на первый взгляд, совершенно нелепым, но оно истинно. Почему клад и шире взяв - богатство - даются «дуракам»?

У дурака есть одно любопытное свойство - начиная дело, он не думает о преградах, которые «умный» заранее расставит на своем мысленном пути. В силу этого у народного «дурака» сложное оказывается простым. Но, казалось бы: не видишь стены - не значит, что лбом не треснешься! Однако - что за чудо! – «дурак», стены не видя, проходит ее насквозь, даже не заметив. Успех получается у него сам собой - видимо, и стена, хорошо видная «умным» на самом деле была иллюзорной. … Мир зависим от наших представлений о нем, и чем больше духовно утонченная натура видит для себя в мире препятствий, тем больше их (по её же заказу!) возникает.

…Мне представляется что существует динамичная система взаимосвязи личности и Вселенной, очень гибкая и рассчитанная под умственную зрелость личности.

Я представляю себе вселенную, как аппарат по иллюстрированию наших представлений о ней. Мы существуем здесь в том мире, который посчитаем нужным создать для себя. Но опасность заключается в том, что наше сознание способно смоделировать и зло, и ад на земле. Напрасно винить в этом Вселенную - она лишь выполнила нашу заявку. Поэтому великие учителя и настаивали на личном преображении человека, понимая, что со старыми взглядами на вселенную бесполезно строить новый мир.

…В бытность депутатом я знавал двух помощников депутатов, назовем их «Иванов» и «Петров». Так вот, одна и та же корочка помощника депутата принесла Иванову прекрасный бизнес и расширение возможностей, а Петрову служила только для бесплатного проезда на общественном транспорте.

…Состояние духа представителей нации, а не какая-то экономическая или социальная система обеспечивают нации достаток.

Я недаром отделяю Бога, как творческое и личностное начало, от Вселенной, как безликого аппарата по производству иллюзий. По сути, Вы увидели мир без материи, энергии, пространства, как он есть - мир трех лиц: Вашего Духа, Доброго Духа и Злого Духа. Мир и был всегда таким. Вы всегда находитесь в пространстве между Абсолютом Добра и Абсолютом зла в промежуточно-подвешенном состоянии.

Деньги есть субстанция абсолютно нейтральная, добром или злом они становятся только в ваших руках. Деньги - это не бумажки, а меры нашего могущества в современном мире. Если вы богаты - то становитесь как бы магом, способным казнить и миловать, вызывать дождь и разгонять тучи, возводить дворцы и разрушать города. …Но соблазн использовать мощь своей воли будет преследовать вас всегда, как «качка» преследует жажда проверить себя в драке. Поскольку Вселенная бесконечна, в ней есть бесконечное количество мыслимого и даже немыслимого, поэтому мрачные сентенции в мальтузианском смысле об «ограниченности пирога» - это происки Злого духа.

Одержимый злом не следует мудрому правилу «хлеба к обеду в меру бери», он самоутверждается не в приобретении вещей себе, а в унижении и додавливании неудачников вокруг себя. Богатство рассматривается не как «мое наличное», а как «чужое отсутствие», величие не в имении самом по себе, а в возвышении над уровнем других.

В современной России это очень развито. Стремление «отсечь дверью» идущих следом, «понаоткусывать, чего не съем» постоянно прослеживается красной нитью российских реформ. Рождается «пауперофилия», любовь к фактору нищеты у власти, глубоко ущербное чувство власть имущих. В итоге подвижнику из народа приходится преодолевать не только собственные страхи и комплексы, но и мощную чужую волю, направленную вниз, на сбрасывание последователей».

Итак, если отсечь из статьи все то, от чего у кисейных барышень кружится голова, останется простой постулат – деньги нужны чтоб властвовать. Назвать все это позицией мудреца я бы поостерегся. Мудрец или просто же человек разумный, по моим раздумьям, это тот, кто пытается мир улучшить хотя бы по практическим соображениям – ради кровных своих потомков.

Что сделал Борис Абрамович для улучшенья мира, имея бешеные деньжищи? Он, как известно, купил гоночную машину за 25 миллионов долларов, дом в Лондоне за 40 миллионов, яхту за 300 миллионов, 100 миллионов долларов потратил на покупку бразильского футбольного клуба «Коринтианс». Ну и там еще огромный список по растранжиренным капиталам, заработанным нашими с вами предками. Так за что его уважать, как того требует юрист Анна? А ведь мог бы, навскидку скажем, что-то вложить на исследования по онкологии, заботясь о будущем своих же потомков.

Впрочем, в плане кичливости и транжирства денег Березовский шибко не отличился от большинства богачей российских. И следует согласиться с его и поэта Ершова наблюдением, что «Дуракам лишь клад дается».