Роза Люксембург и Клара Цеткин - не только «авторы» Международного женского дня. Экономисты говорят, что эти женщины вместе с Карлом Каутским сформировали физиономию нынешнего капитализма. Тот, что с человеческим лицом и кое-где от социализма неотличим. Но знали ли они, что их детище, 8 Марта, превратится не только в замечательный весенний праздник, но и в торжество торговли. Мужики ломают голову, чем бы таким необычным порадовать прекрасную половину, и в благородном порыве скупают вороха совершенно бессмысленных и зачастую отнюдь не дешевых безделушек. А компании, специализирующиеся на их производстве и продаже, накануне 8 Марта делают чуть ли не половину годового оборота.
МИЛЛИАРДЫ НА ТРА-ЛЯ-ЛЯ
Только в Москве мужчины потратят на подарки в этом году 15 - 18 млрд. руб., подсчитали в компании MAR Consult. Причем представители среднего класса разорятся минимум на 6 тыс. рублей каждый. Компания Superjob опубликовала на днях другое крайне интересное исследование. Оказывается, 23 февраля - так себе праздник. Потому что в качестве подарков идут дешевые знаки внимания вроде носков или дезодорантов. Торговцы не любят 23 февраля. А вот 8 Марта - настоящее пиршество.
Безумие начинается уже за день-два, говорится в исследовании. На подходах к крупным офисным центрам появляются передвижные торговцы. И половина респондентов, опрошенных исследователями, признались, что велись на уличных зазывал. «Мужики мы или нет?» - так один из опрошенных прокомментировал свое поведение.
Выигрывают и супермаркеты рядом с офисными центрами, потому что 21% участников опроса заявили: будем на работе стол накрывать. Ну а издалека еду тащить неудобно же. И даже полноценные корпоративы закатывают намного чаще, чем на 23 февраля. Лишь 9% заявили, что поздравлять коллег не будут. И сослались на трудное материальное положение компании.
РАСПУСКАЮТСЯ ТЮЛЬПАНЫ И ЦЕНЫ
Цветы, конечно, главный товар. Половину денег, выделенных мужчиной на подарки, съедают именно они (как продлить жизнь букетам, читайте на > стр. 17). Цены взвинчивают минимум втрое, иногда - вдесятеро. Годовой объем рынка - $3 млрд. А перед Женским днем обороты вырастают на 400%! И только к празднику торговцы радуют суперпредложениями: скажем, полторы тысячи роз «всего» за... 300 тыс. руб. Причем по вашему желанию сие украсят фруктами, вставят в середину бутылку шампанского, а то и цветы в виде портрета любимой сформируют.
Несмотря на усилия российских производителей, 90% - по-прежнему импорт, причем в основном из Голландии. Вы, наверное, думаете, что там в каждой деревне выращивают розы-тюльпаны в промышленных количествах. Выращивают, конечно, но главный источник товара - колоссальные цветочные биржи, откуда растения к нам и поступают. А на биржи они попадают главным образом из Эквадора и Колумбии.
ТРОЯНСКИЙ ДУХ
Косметика в тратах занимает около 20%. Практически все крупные магазины объявляют о скидках. Не забывая загодя цену поднять.
- Мы задираем цены постепенно в течение января, - откровенничает продавец сети душистых магазинов. - Пока народ выпивает на январские праздники, это можно сделать незаметно. А потом радуем скидками. По-моему, мы здорово придумали.
Другая засада. Мужчины, слабо разбираясь в парфюмерии, предпочитают дарить не тюбик-баночку, а подарочный сертификат. Женщина, получив его 8 Марта, идет в магазин в лучшем случае 9-го. Если не позже. А скидки-то кончились! Ей это не так важно - дареному коню... А мужчины и не догадываются, что их облапошили.
Еще один тип магазинов, где царит оживление накануне праздника, - с диковинными подарками. Там продают глобусы из искусственного цветного камня, ручки в кожаных футлярах, шарики из оникса и слоников из него же. Эксперты говорят, что такие магазины могут окупаться за несколько дней в году - в период новогодней и мартовской лихорадок.
- Мужчины с безумными глазами заходят к нам и оставляют аховые суммы, - говорит продавец такой точки.
ВКЛЮЧИТЕ МОЗГ
Те, кто был на Западе, не дадут соврать. Там цены перед праздниками даже падают. Торговцы рассчитывают взять свое объемами продаж. А у нас - и объемом, и ценой! Как этому противостоять? Реформировать торговлю не в наших силах. Остается включить мозг и дарить те подарки, которые в самом деле нужны.
Беглый опрос женщин в нашей редакции показал: лучший подарок - это сертификат. Например, на посещение SPA-салона. Или на курсы английского языка. А если денежки водятся, можно одарить путевкой. В Египет куда-нибудь.
Важно понять, что, если вы много работаете и любимая или мама видят вас ночью смертельно уставшим да утром едва проснувшимся, то подарком становится просто проведенный вместе спокойный день.
А вообще постарайтесь аккуратно выяснить у будущего получателя подарка, чего она хочет. Как правило, женщины в момент понимают, чего от них хотят, и без лишней скромности выложат вам свои тайные мечты.
Агентство РИА «Новости» опросило ученых: а какие подарки правильно дарить? Буйство фантазии сухарей-академиков поражает. Женщина-биолог напомнила, что трансгенные организмы могут светиться в темноте. Так что запросто можно подарить светящихся рыбок. А еще в лабораториях полно лишних мышей, озаряющих ночное пространство неоновым светом! Вот только некоторые дамы мышей боятся...
Другой ученый, медик, посоветовал купить мягкую игрушку в виде вируса или бактерии. Да-да, в магазинах такие есть, как и серебряные кулоны в форме молекулы. Красиво и познавательно.
Океанолог намерен подарить баночку с пробой воды из Марианской впадины. Астроном - телескоп. Это, наверное, самый разумный подарок.