Коллеги посмеиваются над вами, когда вы, еле переставляя ноги, тяжело дыша и посапывая, вползаете на совещание с очередным опозданием. Босс с гневным видом смотрит на часы и ни слова не хочет слушать о вашем «я вчера работал допоздна». Как выжить сове в этом сложном мире? Воспользуйтесь советами E-xecutive.ru!
Кому не приходилось завидовать бодрому виду коллеги, который с 8 утра на посту и ласковой улыбкой встречает босса? Или же приползать на работу на полчаса позже всех с обликом как после ледового побоища и маяться от желания закрыть глаза растянуть себя в горизонтальном положении. И соображать вы начинаете только после основательной заправки кружкой, нет, даже канистрой кофе. Знакомо? Поздравляем, вы – сова! И тут даже необязательно ставить диагноз, можно ведь назваться и любой другой живностью, с более экзотичным именованием. Вопрос в другом – как поселить мир в офисный «птичник»?
Почему начальник вас не понимает
Сов не устраивает непременная необходимость прибыть на рабочее место в срок, причем очень ранний по их мнению. Им сложно сосредоточиться в первой половине дня. Но как на зло именно в это время происходят самые важные события, встречи, совещания. Из-за разнящихся биоритмов руководителю сложно синхронизировать работу коллектива. Но совы даже готовы на переработки, лишь бы им давали возможность приезжать в офис к 12, со свежей головой. И пусть вокруг становится все больше тех, кто всеми правдами и неправдами старается сдвинуть начало трудового дня на более поздний срок, мы остаемся замкнутыми в рамках мира, придуманного теми, кто считает нормой ранние подъемы. Что нам скажут сами «поздние пташки»? Ирина Ромак делится своими взглядами на современные регламенты работы: «Даже несмотря на то, что я классическая сова, уверена, что сдвигать начало рабочего дня для всех на 11.00 не нужно ни в коем случае. И я совсем не против, что мой рабочий день официально начинается с 10.00. Ценно то, что в моей организации не считают опоздание преступлением вселенского масштаба, ведь по сути мы работаем не до 19.00, а столько, сколько нужно. Иногда из дома. Иногда и по выходным. Современные телефоны позволяют перевести звонки из офиса на мобильный, так что дозвониться до меня можно всегда. При этом мы с коллегами не мотаем нервы себе и окружающим, высматривая, кто во сколько пришел. Мы просто доверяем друг другу и уважаем личные особенности. Думаю, что для продуктивного функционирования всего коллектива это гораздо важнее, чем жесткий контроль рабочего времени. От себя добавлю, что для сов, к которым самые креативные, невероятные, необычные идеи приходят где-то в районе двух часов ночи, такая свободная организация труда очень ценна».
Итак, во многих из нас, вне зависимости от принадлежности к лагерю жаворонков или сов, живет уверенность, что если положено приходить на рабочее место к 9, значит так надо. Почему так? Что нами движет? Давайте посмотрим на вопрос в ретроспективе. В давние-давние времена – в традиционном (доиндустриальном) обществе – организацию труда диктовало подворье. Крестьянин просыпался до зари с первым криком петухов, выгонял на пастбище коров, овец, задавал корма другой живности в хозяйстве, затем отправлялся в поле. Работы завершались вместе со световым днем. Соответственно летом трудились больше. От вспаханного поля до жатвы – год представлял собой цикл работ в соответствии с сезоном. Но неизменным сигналом к началу дня была домашняя скотина, и биоритмы человека синхронизировались с ее режимом сна и бодрствования.
На смену курам и коровам пришли машины. В индустриальном обществе рабочий день начинался по заводскому гудку. Трудящийся люд, пролетариат стекался к проходным мануфактур и фабрик, где томился в ожидании такого же сигнала, но уже оповещающего о возможности вернуться домой. Злые капиталисты в начале XX века держали рабочих у станков по 10-12 часов в день, потом постепенно длительность трудового дня сократилась. Но заводской гудок по-прежнему оставался определяющим в организации деятельности.
Рабочий в постиндустриальную эпоху оказывается без ориентиров. На чьи позывы и сигналы реагировать? Начальника? Компьютера? Информационный век наделяет ответственностью, самостоятельностью в принятии решений. И вроде бы вы свободны работать в том формате и том режиме, в каком вам позволяет ваш организм, но нет. Есть определенные принятые корпоративные стандарты, которым следуют, не задумываясь, представители бизнес-среды во всем мире. И основаны они, скорее, на индустриальных, заводских стандартах, предполагающих непременное присутствие всех сотрудников на рабочем месте, обычно с 9 и до 18. И пропагандируют их, безусловно, управленцы. Вердикт неумолим: в большинстве случаев руководитель – это жаворонок. Комментирует Виктор Киреев, менеджер по подбору персонала в направлении маркетинг и продажи Michael Page International:
«Начинать работать в 9.00 – общая практика офисного мира. Это и дисциплина (не когда хочешь, а именно во столько начинается твой трудовой день), и необходимость поймать открытие рынков. Приходя на работу позже – вы пропускаете важные звонки и письма. То же самое, что и уходить раньше 18.00. Ночью, как правило, работают специалисты по экспорту, трейдеры и все те, кто занят на рынках других стран, находясь в офисе в Москве. На высоком уровне просьбами найти вакансию с более-менее свободным графиком кандидаты обращаются нечасто. Ведь им платят не за количество часов, проведенных в офисе, а за результат. Кроме того, добавлю, что управленцы постоянно подстраивают не только время, но и место работы под нужды бизнеса. Надо завтра лететь на другой конец земли и встречаться в данное время с данным человеком – значит надо. Надо остаться там на три недели – значит так должно быть».
Не многие компании предполагают для своих сотрудников свободный график. В этом смысле мы по-прежнему живем по фабричному гудку. Но можно по общему соглашению можно принять в организации ряд мер, чтобы примирить райских птичек между собой. Например, назначать общие встречи и собрания в послеобеденное время, когда те, кто привык вставать рано, еще сохраняли свой бодрый настрой, а опаздывающие к утренним совещаниям и зевающие на ходу уже пришли в нормальный режим. Или договориться не применять репрессивных мер в отношении тех, кто хотел бы сдвинуть свой рабочий график (не в ущерб работодателю) на несколько часов вперед. Совы засидятся и лишние часы, если войдут к ночи в раж, так зачем их после трудовых подвигов заставлять приходить в офис в то же время, что и остальных. Как отмечают эксперты, современные работодатели достаточно лояльно подходят к индивидуальным особенностям членов команды. Наталья Марченко, руководитель группы по подбору персонала Luxoft Personnel: «Разумеется, есть должности, которые предполагают точное соблюдение рабочего графика специалистов. К примеру, офис-менеджеры, системные администраторы или представители сферы обслуживания не могут позволить себе удаленную работу из дома. Как правило, бонусом при такой работе может стать сменный график. В последнее время актуален скользящий режим при котором работодатель устанавливает временной коридор часов прихода на работу. К примеру, с 9:00 до 12:00. Таким образом, вы сами выбираете для себя оптимальное время работы в офисе. Главное – это соблюдение 8-часового рабочего дня. Электронный пропуск автоматически фиксирует период присутствия сотрудника в офисе. Подобная практика применяется во многих современных крупных компаниях. Консерваторами в данном вопросе по-прежнему остаются банки, где рабочий день сотрудников строго фиксирован».
Как «бунтовать» правильно
Не пытайтесь давить на жалость и, как в том анекдоте, выпучивать глаза и есть мышь-полевку на публике. Лучше организуйте свой рабочий день так, чтобы на самые тяжелые утренние часы, когда все в тягость, приходились самые незатейливые действия. Просмотрите почту, составьте лист задач на текущий день, это поможет сосредоточиться на главном и решить, за что приняться прямо сейчас. Уточните у более здравомыслящих по утрам коллег, какие события готовит грядущее, может так случиться, что вы упустили что-то важное. Пораньше выберитесь на обед (или поздний завтрак), это поможет сэкономить целый час полезного времени в тот период, когда мозг включится и заработает на полную мощность.
Чаще напоминайте коллегам и руководству, что вы задержались вчера в офисе не по своей вине, что дело не в вашей низкой эффективности, а, скорее, в способности увлекаться и забывать за любимым делом о течении времени. К слову о времени. Полезно отмечать, хотя бы на глаз, сколько его у вас уходит на ту или иную задачу в привычном режиме. Тогда легче будет уловить момент, когда вы увлечетесь и вовремя остановиться.
Не стоит даже пробовать поменять корпоративные стандарты. Наверняка они приняты до вас, на добровольных началах, и всех устраивают. Тем более при приеме на работу вы были оповещены о графике, знали, на что подписываетесь. Лучше используйте офисный корпоративный календарь как документ, подтверждающий вашу лояльность и преданность компании – фиксируйте в нем свои переработки. Опять же вернемся к тому, что задержки на рабочем месте должны быть оправданы. Поэтому не поленитесь уточнить проект, над которым работали до 11 ночи, расскажите руководителю свои грандиозные идеи, посетившие вас в час, когда доблестные трудяги-жаворонки смотрели третий сон.
Увлекаясь вдаль за полетом мысли, не забывайте про качественный отдых. В конце концов на ваше настроение будет влиять не то, во сколько вас поднял по пятому разу ненавистный трезвонящий будильник, а как удобно вы спали. Задерживаясь на работе, не придумывайте отмазок (далеко ехать, высплюсь завтра, давно не видел друга и пр.), чтобы не отправляться домой. Правильный сон в хорошо проветренном помещении, в предназначенной для отдыха одежде – и вам потребуется меньше времени, чтобы восстановить силы.
Галина Драгун, E-xecutive.ru
Мнения участников Сообщества:
Светлана Григорьева
Очень спорный вопрос про наличие/отсутствие в офисе человека. Появление на работе в определенный час как-то организовывает что ли... И опыт показывает, что если человек не находится в офисе во время рабочего дня, производительность страдает. Может, мы еще не умеем так работать...
Лев Соколов
Из собственной практики. Я сова. И тоже всегда не любил эту дискриминацию со стороны «жаворонков». Но решения нашел. Одно – неожиданно. Другое – «ожиданно» :)
Начну с последнего. Как это ни банально звучит, нужно правильно управлять временем, а точнее (временем может управлять только Господь Бог) – приоритетами и распределением собственного ресурса. Про это не говорил и не писал уже только ленивый, посему конкретизировать не буду.
А второе решение как-то нашлось неожиданно. Дело в том, что внутри суток тоже существуют свои циклы биоритмов. Иногда серьезную роль играют буквально 10 минут. Обычно я вставал на работу в 7:45. К 9:00 как раз успевал, но просыпаться в это время мне страшно не нравилось. С трудом просыпаешься, вставать не хочется. А одно время так получилось, что несколько недель подряд пришлось планировать много встреч по принципу «бизнес-завтрак», чтобы успевать их провести ДО начала основного рабочего дня. Завтраки эти назначались и на 7 утра, и на 6. Соответственно, и вставать приходилось в разное время утром. И тут вдруг я для себя «поймал» оптимальное время подъема – с 5:20 до 5:40. Проверил – точно! Почему-то для меня если уж вставать утром, то лучше всего именно в это время. Как ни странно, но в 6:00 – уже не то. (Еще с армии ненавижу подъем в 6 утра :))
В результате я неожиданно для всех превратился из совы в жаворонка. Вместо 9:00 стал приходить на работу в 7:00 :) Но «совиность» осталась. Когда на работу вставать не надо, никакого желания вскакивать в 5:20 у меня нет. И с 3:00 ночи до 9:00 утра я по-прежнему высыпаюсь значительно лучше, чем с 0:00 до 6:00, хотя спишь те же 6 часов. Может, кому мой опыт поможет. :)
Валерий Корчевский
Если вспомнить молодость, то сейчас это кажется просто невероятным.
Итак. Мы с женой - студенты-вечерники.
5:30 – подъем, т.к. в 6 откроется ларек у молзавода и можно купить свежее молоко. Оттуда – на молочную кухню за детским питанием. От дома до молочки – 20 минут бегом (порожнем), от молочки до поликлиники – 20 минут на троллейбусе и обратно – 20 минут на трамвае. Вот такой «треугольник».
До 7:00 побудка детей (два сына) и прочая утренняя суета.
7:00 – завтрак, мытье посуды, глажка брюк!
7:30 – выход из дома, один из нас ведет детей в садик (школу).
8:30 – начало работы, 17:15 – окончание.
18:15 – начало занятий в Университете, 21 с чем-то – окончание. Пн, Вт, Ср, Чт, Пт.
22 с чем-то (если без кино) пришли домой. Фактически по очереди срывались с последнего часа последней пары, чтобы проверить уроки. Ужинаем, укладываем детей спать, проверяем одежду на завтра.
Пишу только о себе, но у жены – даже больше С полуночи – запись музыки «Для тех, кто не спит» (была такая часовая передача на радиостанции «Маяк»), так как в радиогазете КБ отвечаю за еженедельную «Музыкальную страничку». Обычно набирал минут на 40...45, так что моя магнитофонная приставка «Нота» трудилась в полную силу.
Все это происходит в трехкомнатной «хрущевке», где, кроме нас еще и родители жены и ее брат. Под пытками не смогу вспомнить, когда читал. А читал – очень много (а кто в 70-е не читал).
А вот как спал – помню (и пользуюсь) до сих пор. Стоя! В трамвае, троллейбусе, 10 минут, 40 минут. Любой промежуток статичного состояния заполнялся сном. Благо нет своей машины, поэтому пользуюсь общественным транспортом, который предоставляет для этого уйму возможностей. Поэтому и сейчас могу работать до двух-трех ночи, чтобы утром к 9 показать заказчику решение.
Наверное, это достаточно логично. Ведь есть у работника отпуск, когда на него не давит груз ответственности за работу. Так и у человеческой психики (сном, ведь, она ведает) должны быть свои «перерывы».
Недавно даже прочитал где-то, что кратковременный (до 20 минут) сон во время рабочего дня очень способствует поддержанию работоспособности, в особенности – умственной.
Поэтому все эти построения (под сов или под жаворонков) – для тех, кому не ехать, а только «шашечки». :)
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Бунт сов в мире жаворонков
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Бунт сов в мире жаворонков
Из выпуска от 20-09-2012
рассылки "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа
Автор: