Конфликты в деловой сфере случаются, и нередко. Бок о бок с посторонними людьми по 8 часов в день – это испытание... Но я хочу поговорить не о причинах противоречий мнений, а про то, как не завести рабочие отношения в тупик, когда выход один – заявление об уходе.
В том случае, когда между участниками беседы отсутствует хотя бы элементарное стремление сделать шаг навстречу друг другу, конфликт может возникнуть совершенно неожиданно и практически на пустом месте. Поэтому помните о том, что критиковать оппонента намного приятнее и легче, чем выслушивать его мнение. Прикусите себе язык, почувствовав желание немедленно приступить к резонерству и объяснить «неразумным», как все должно быть на самом деле. Такт, терпение и щепетильность в вопросах делового этикета – вот главные добродетели, которые надо культивировать в себе на службе.
Попробуйте понять интересы оппонента. Очень часто собственные негативные эмоции застилают нам глаза, и речь партнера слышится через призму озлобленности и заведомого нежелания с ним соглашаться. В таком случае старайтесь сохранять хладнокровие и попытайтесь поставить себя на место другого человека.
Как это ни покажется удивительным, но мы и сами подчас раздражаем людей, с которыми общаемся. Последите за собой: может быть, вы любите во время разговора стоять слишком близко к собеседнику или разваливаться в кресле, закинув ноги на стол? Может быть, вам привычно пользоваться зубочисткой, пристально глядя коллеге в глаза или грызть шариковую ручку? Барабанная дробь пальцами по столу, как и щелканье ими, манерничание – к примеру, когда многозначительно произносятся фразы на иностранном языке, тоже может настроить собеседника против вас. К конфликтам приводит и привычка перебивать коллегу (потому что, на ваш взгляд, уже и так все понятно), похлопывать его по плечу, а также фамильярничать, поучать, критиковать и переходить на покровительственный тон.
Если вас затянуло в конфликт, главное в подобной ситуации – выбрать правильный стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стратегий – выбирайте по душе, главное – определиться, что в итоге требуется получить.
Приспосабливание. В этом случае человек меняет свою позицию и стремится сгладить противоречия в ущерб своим личным интересам. Используется, когда человеку гораздо важнее сохранить теплые отношения с партнером, чем доказывать с пеной у рта свою правоту.
Компромисс. На чаши весов с обеих сторон поставлены одинаковые по значимости аргументы. Когда временное решение всех устраивает, а сторонам выгодно приобрести хоть что-то, чем потерять все.
Сотрудничество. Эта стратегия используется, когда стороны активно стремятся выработать единое решение, удовлетворяющее и тех, и других. Обычно в этом бывает потребность, когда компромисс невозможен, но к общему согласию прийти необходимо. Это сделать легче, если у вас с оппонентом тесные и длительные отношения.
Игнорирование. Подобным приемом разумно пользоваться тогда, когда требуется сохранить спокойствие, не «потерять лицо», трезво оценить все «за» и «против». Руководитель вполне может игнорировать конфликт, если считает, что подчиненные могут справиться с ним самостоятельно. Полезно не обращать на проблему внимания, если ее обсуждение лишь подольет масла в огонь, а делу не поможет.
Соперничество. Под этим подразумевается открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции. Она уместна в поведении начальника, когда он уверен, например, в том, что его подчиненные принимают авторитарный стиль управления, что у него достаточно полномочий для вынесения окончательного и бесповоротного вердикта.
Смутьян в коллективе. Довольно часто в трудовых коллективах встречаются люди, которые используют «силовое давление», чтобы спровоцировать конфликт. Их основные приемы таковы:
сбор компрометирующих материалов на руководителя, чтобы в дальнейшем использовать это как мину замедленного действия;
постоянное пребывание на работе с обиженным видом и вечные жалобы на то, что босс всех обижает и притесняет;
использование любого пустяка как повода для недовольства;
сталкивание лбами коллектива и начальника: «Все вы такие грамотные специалисты, лишь он один этого не замечает и не ценит»;
вербовка недовольных сотрудников для сколачивания вокруг себя оппозиции.
Понятно, что со смутьяном надо что-то делать. Сначала следует признать существование среди вас зачинщика конфликтов. А потом будет полезнее всего не обращать на него внимания и не поддаваться на провокации. Не позволяйте ему втягивать вас в серию мелких рабочих ссор, которые вам принесут славу любителя враждебных столкновений и затянут в трясину всепоглощающего конфликта. Если же смутьян продолжает попытки привлечь вас на свою сторону, сообщая якобы одному ему известную информацию о вас, помните, что гласность – ваш первый защитник. Ведь любое силовое давление – это своего рода шантаж. А лучшее средство борьбы с шантажистом – обнародовать «компромат» самому.
Как известно, в конфликте почти никогда не бывает победителей. Вот и подумайте, прежде чем ввязаться в ссору, нужна ли вам такая пиррова победа.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Коллега: враг или друг?
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат