Мы могли бы привести тысячи рассказов о трудных начальниках: о начальнике, который сегодня весело говорит вам «Привет!», а завтра смотрит мимо вас; о начальнике, который никогда не находит для вас доброго слова, не отмечает хорошо выполненной работы; о начальнике, который с сарказмом ожидает результатов вашей деятельности; о начальнике, который орет,вопит и т. д. Вообще говоря, действия этого человека в такие моменты неприятны или неразумны, принимая во внимание его положение и поведение служащего на воспринимающей стороне. В этой главе мы рассмотрим только двас ценария:
- враждебное поведение с остороны начальника — и как его подчиненный Карл справился с этим;
- соблазняющее поведение со стороны начальника — и как его подчиненная Эмили справилась с этим.
Возможно, что дилеммы, стоявшие перед Карлом и Эмили, не вполне соответствуют тем, что стоят или могут возникнуть перед вами.Факты могут быть совершенно другими; ваш трудный начальник ведет себя иначе или действует в ином контексте. Тем не менее сам процесс исследования происходящего конфликта как изнутри, так и извне и определение соответствующих самозащитных стратегий с вашей стороны универсален.
Для большинства людей самой трудной из триггерных ситуаций является ситуация с неприятным начальником. И это, пожалуй,неудивительно, поскольку в центре ее находится человек, который, возможно,держит в своих руках ключи к вашему будущему и к вашему нынешнему благосостоянию, — человек, которого вы вольно или невольно внутренне отождествляете со своими отцом или матерью.
Поэтому прочитайте об опыте Карла и Эмили и поучитесь, как справляться с трудными начальниками.История Карла: что однажды с ним случилось наработе
Утром во вторник Карл, перспективный 35-летний служащий инвестиционного банка, пришел на работу, с уверенностью ожидая встречи со своим начальником и двумя еще более высокопоставленными сотрудниками. Все четверо плюс несколько помощников должны были обсудить план реструктуризации,который Карл готовил предыдущие два месяца. Карл не был глуп, имел ученую степень магистра экономики управления, семилетний опыт работы в корпорации,знал «все входы и выходы». Он регулярно посылал своему боссу промежуточные отчеты и всего лишь в прошлую пятницу показал ему краткое содержание своего предложения. Начальник кивнул ему в знак своего одобрения. Казалось, все должно было сработать. А этот проект, полагал Карл, представлял для него отличную возможность его дальнейшего повышения в должности.
Однако замечания начальника на встрече не только перечеркнули надежды Карла на одобрение его проекта и мечты о повышении в должности, но и угрожали всей его дальнейшей карьере. Начальник набросился на доклад, назвав его «ребяческим» и «совершенно не отвечающим заданию». «Все это нужно вернуть к самому началу, к чертежному столу, — сказал он, — и, можетбыть, поручить разработку этого проекта другим работникам, с более свежими идеями».
Карл был потрясен. Он чувствовал себя униженным перед руководством и несколькими своими коллегами. Его обвинили в «провале»,чего он никак не ожидал. Кроме того, он был озадачен. Почему это произошло? Что он сделал не так? Может быть, босс вообще зол на него? Чувствуя, что краснеет,Карл пробормотал несколько слов и сел среди остальных участников совещания.
Его реакцию никак нельзя назвать необычной. Когда начальник выкидывает подобный фокус, подчиненный ощущает прилив неприятных эмоций. Он мог бы рассердиться и броситься в атаку: «Вот пошлю я ему письмо по электронной почте и влеплю ему из двух стволов». Или он мог бы впасть в депрессию: «Мне так тошно, что не хочется никого видеть; может быть, я выбрал не ту профессию?»
Если бы только было простое решение дилеммы Карла! Картина станет яснее и эмоции улягутся только после анализа внутренней и внешней реальностей происшедшего в то утро в конференц-зале. Первым делом Карлу нужно было осознать свои «слепые пятна» — его уязвимость, которая привычно подсказала ему вести себя определенным образом в стрессовой обстановке. Только в контексте своего знания о себе он мог придумать, как унять своего иррационального босса.
Картина внутренней реальности: диагностический вопросник
Начальники склонны воздействовать на наши болевые точки особым образом. Обычные модели поведения, которые пробуждает этот мощный спусковой механизм, — наши запрограммированные реакции — являются, как правило, продолжением роли, которую мы играли в детстве, отвечая своим родителям.
Иначе говоря, ваш начальник, скорее всего, пробуждает в вас опыт общения с вашими родителями: как ваши мать или отец обращались свами и что вы чувствовали тогда при этом обращении. Если вы сталкиваетесь со вспышкой неожиданного гнева начальника, то какова будет ваша инстинктивная реакция?
Рассмотрим следующие варианты.
Когда начальствующая фигура приходит в гнев,отвечаю ли я гневом немедленно?
Предположим, у вас был отец, склонный к применению наказаний или с жестко критическим складом характера, и вы научились отвечать на его угрозы и придирки собственной агрессивностью, вызовом и готовностью поспорить. Вы давали в ответ то, что получали сами. Тогда вашей автоматической реакцией на такого авторитарного отца, реакцией, которая помогала лучше всего справляться с ситуацией, стал ответный ор.
Хочу ли я сразу же исчезнуть?
Когда ваш отец задирал вас, бушевал в гневе или просто был недоволен вами, вы чувствовали страх. Вы молчали перед ним,старались держаться в тени и подальше от него, пока ваш страх не проходил или пока отец не успокаивался.
Чувствую ли я раздражение и внутреннее возмущение?
Вы смотрели на своего авторитарного родителя как на какого-то идиота, и вас раздражала необходимость слушаться его. Вы играли роль хорошего ребенка, делая вид, что выполняете то, что вам сказали, и не слушались его во всем остальном.
Если у вас были вспыльчивые и задиристые родители и сейчас вы сталкиваетесь с таким же вспыльчивым и задиристым начальником, то разве не логично, что ваша внутренняя реакция на нынешнего задиру-начальника будет такой же, как когда-то в детстве?
Я озадачен и допускаю, что ошибаюсь?
Может быть, ваши родители вовсе не были агрессивными, но были справедливыми, разумными и вообще мудрыми людьми, на которых вы полагались, ожидая не только поддержки и похвалы, но и конструктивных замечаний — объективной оценки ваших действий. Поэтому резкая вспышка с его (или ее) стороны означала, что вы в чем-то не правы.
Вот как рассуждал Карл: «Когда я хорошо выполняю свою работу, то ожидаю, что другие поймут это и скажут мне об этом. Именно так должно быть в жизни — вы делаете что-то хорошо, и другие признают это. Это честно. Поэтому, когда я не получаю одобрения своего начальника, хуже того,когда я получаю выговор — я чувствую себя совершенно сбитым с толку. Я начинаю искать свою вину».
Высоте своего нынешнего положения Карл, как это ни парадоксально, был обязан особенностям своего «слепого пятна». Он получил хорошее воспитание, наслаждался мирным детством с любящими и поощряющими его родителями и добрыми отношениями со своими двумя братьями. Все три ребенка были воспитаны в духе уважения заслуг: работай напряженно, хорошо делай свою работу— и твоему успеху будут аплодировать. И Карл действительно работал упорно,хорошо выполнял свои школьные задания, посещал превосходный колледж, окончил аспирантуру, постоянно получая похвалу учителей и преподавателей. Прибавьте к этой солнечной картине: когда Карл впервые поступил на службу, ему повезло — дважды он работал под руководством начальников, которые признавали его таланты, вознаграждали его старания и хорошо с ним обращались.Иначе говоря, весь его предыдущий опыт общения с начальственными фигурами был положительным и оправдывающим его надежды.
Карл был не просто наивным, у него не имелось опыта преодоления сложных житейских ситуаций. Поскольку его предыдущая жизнь никак не подготовила его к тому, чтобы рассматривать его последнее начальство отстраненно и беспристрастно, он воспринял наскок своего начальника очень близко к сердцу: В чем я действовал здесь неправильно? Я чем-нибудь задел его, вчера или на той неделе? Почему он так взъелся на меня? Исходя из своего представления о мироустройстве, Карл ожидал от начальника адекватной реакции на свои действия: если я работаю хорошо, то он должен и относиться ко мне так же хорошо, как это делали мои родители.
Какой вывод можно сделать из только что пережитого Карлом? Хотя на подсознательном уровне вы можете ощущать себя ребенком, вы — не ребенок. А ваш начальник — это не родитель. И уж конечно, он имеет над вами определенную власть просто в силу того, что он ваш начальник. Сейчас вы являетесь наемным работником и в качестве такового должны научиться действовать сознательно. Для этого вам необходимо отстраниться от неуместных воспоминаний и переживаний, чтобы постараться справиться с ними.
Если ваше «слепое пятно» внушает вам: «Вот, у меня был дрянной отец, а теперь я получил еще и дрянного начальника; мне хочется удавить этого мужика», то научитесь справляться со своим гневом.
Если ваше «слепое пятно» подсказывает вам: «У меня был дрянной отец, и я всегда чувствовал себя жертвой и пытался спрятаться от него», научитесь управлять вашей моделью ретироваться.
Если ваше «слепое пятно» подсказывает вам: «У меня был дрянной отец, и я делал вид, что слушаюсь его, но в остальных случаях поворачивался к нему спиной», то научитесь справляться с искушением действовать в духе мести или саботажа.
Если ваше «слепое пятно» внушает: «Я ожидал, что родитель похвалит меня за хорошо сделанную работу, а меня не похвалили, значит,меня не ценят», то научитесь не переходить к допущениям о собственной личной неудаче.
Чувства реальны: их нельзя подавить или отогнать.Попробуйте действовать в соответствии с этими эмоциями, предполагая, что они направляют вас в правильном направлении, однако скорее всего вы будете действовать в направлении, не соответствующем требованиям данного момента.Чувства нужно уметь распознавать и обозначать, а затем сдерживать и контролировать, направляя их наиболее здравым образом.
Опять же Карл был не глуп. Он понял, что в данной ситуации будет наиболее разумно несколько отстраниться в эмоциональном отношении и дать себе время на обдумывание ситуации. Будучи любителем гимнастики, Карл в следующие два дня увеличил свою физическую нагрузку, дав своим чувствам успокоиться. Умом он понимал, что его работа по проекту была первоклассной. Критика была незаслуженной и, кроме того, была высказана в неприязненной форме. Может быть, подумал Карл, у начальника какая-нибудь неприятность, о которой он не знал? И прежде чем он сможет определить для себя план действий, стоит потратить некоторое время, чтобы понять, в чем тут дело.Другими словами, понять, какие внешние реальности здесь играют роль?
Прежде чем мы посмотрим, как Карл смог уладить свою сложную ситуацию, позволим себе сказать несколько слов о начальниках вообще.
Трудный начальник: три профиля поведения
В следующих сценариях начальник будет появляться снова и снова среди действующих лиц. Часто он будет главным персонажем, ключом к удовлетворительному решению трудной дилеммы, с которой вы столкнетесь,включающей рабочие задания и ожидания, столкновения с коллегами или другие вопросы. Ситуационные триггеры, спусковые механизмы ваших неконтролируемых реакций, могут варьироваться, но решение проблемы во многих случаях означает необходимость тем или иным способом понять начальника, поставить себя на его место.
Если вы работаете под руководством доброжелательного, умного, рационально мыслящего и способного к сочувствию человека, считайте, что вам исключительно повезло. Однако рано или поздно вы,вероятно, столкнетесь с трудным начальником или с начальником, ведущим себя так, что вам сложно работать с ним. Здесь от вас потребуется известная осторожность. Это называется «найти подход», и потому надо использовать такой метод решения проблемы, который мотивирует этого человека обсудить с вами спорный вопрос или изменить свое поведение и тем самым разрешить конфликт. А это, в свою очередь, может изменить и вашу жизнь на работе, и вашу карьеру. Вто же время психологически хитроумный подход к начальству не всегда срабатывает применительно к некоторым типам на определенных стадиях этой игры.
Итак, каким же образом можно определить тип вашего конкретного трудного начальника, чтобы понять, как лучше всего общаться с ним?
За годы моей работы в качестве психологического наставника или консультанта я наблюдала три главных типа трудных начальников,которые время от времени или постоянно проявляют иррациональное поведение.
Вот их краткие характеристики.
«Славный мужик», находящийся под воздействием слишком большого стресса
Он все время находится под воздействием непривычного напряжения в окружающей его среде — на работе или в личной жизни — и может иногда действовать не свойственным ему образом. Стресс,который он испытывает, может проявиться в низкой толерантности к фрустрации,взрывах гнева, абсурдных требованиях, глупых решениях или непоследовательности.Однако в нормальной обстановке этот начальник может быть «славным парнем».Когда он не находится в состоянии необычно сильного напряжения, от него можно ожидать вполне справедливого отношения.
«Политикан», или конструктивный нарцисс
Обычно это человек, поглощенный собой и эгоистичный. Такой начальник имеет привычку ладить с вышестоящими (со своими начальниками) и очень приятен с равными себе, но обнаруживает мало сочувствия или умения по-доброму обращаться с подчиненными. Хотя его поведение может казаться необычным, вызывающим, иррациональным по отношению к подчиненным, он — подобно всякому хорошему парню — редко вредит намеренно.
«Плохой парень», или деструктивный нарцисс
Вспомните людоеда из какой-нибудь сказки братьев Гримм. В стремлении к достижению личного успеха и признания такой начальник использует своих служащих в качестве инструментов, даже игрушек. Он может солгать, обвинить других, украсть идеи или принизить роль сотрудников, чтобы вырваться вперед.
В отношении последних двух типов — «политикана» и «плохого парня» — сказано уже достаточно.
Если вы уже поработали с вашим начальником некоторое время, вы, скорее всего, уже представляете себе, к какому типу он относится. Если у вас не много сведений о его прошлой работе, то, возможно, у вас не было достаточно контактов с ним, чтобы хорошо представлять себе, с каким типом начальства вы имеете дело.
Должное старание — или исследование внешней реальности данной ситуации — именно к этому я подвожу своих клиентов,чтобы они смогли точно отнести своего босса к одной из этих трех категорий.Когда я встречаюсь с клиентом, то довольно часто этот умный профессионал начинает со слов: «У меня эта ужасная начальница, она просто ненормальная, незнаю, как мне справиться с ней!» Прежде чем мой клиент сможет аргументированно высказаться на этот счет, я задаю ему массу вопросов, чтобы понять, кто у него начальник и почему он действует так, как он действует. Действительно ли он сошел с ума? Или это доброжелательный задира? Пешка в руках политиков компании?
Не претендуя на полноту охвата проблемы,приведенные ниже вопросы являются хорошим способом ориентировать вас всякийраз, когда вы общаетесь со своим начальником. И вы поймете, что все темы,представленные здесь, постоянно повторяются в разнообразных триггерных (т. е.включающих ваши неконтролируемые реакции) ситуациях, как мы увидим в последующих главах.Картина внешней реальности: диагностический вопросник
Помните следующее: ваша оценка начальника является расследованием фактов, процессом сбора данных, а не субъективных мнений ваших сотрудников. Иначе говоря, не ожидайте получить всю нужную вам,действительно полезную информацию, обмениваясь мнениями с сослуживцами.
Задайте себе следующие вопросы.
Имеется ли в поведении начальника постоянная закономерность?
Действовал ли он так раньше или это было какое-тоновое, неожиданное для вас поведение? Чем новее, тем лучше. Если ваш начальник непостоянен в своих нападках, есть шансы, что на его настроение влияет что-то экстраординарное. Возможно, что он «хороший парень».
Пользуется ли начальник уважением за свои достижения, известен ли он как придумщик со стратегическим умом?
Если он представляет собой творческую, сильную и успешную личность, то возможно, что перед вами нарцисс или что-то в этом роде.Тогда вопрос заключается в том, будет ли продолжение работы с ним способствовать достижению ваших собственных целей?
Совместимо ли поведение вашего начальника с административной практикой общей поведенческой культуры в вашей организации или оно отклоняется от нормы?
Часто начальники заимствуют черты поведения у вышестоящих руководителей. Например, старшие начальники, ведущие себя неприятно(допускающие постоянные враждебные замечания или фамильярность по отношению к своим подчиненным), создают атмосферу, в которой отрицательное поведение руководителей по отношению к подчиненным считается терпимым или даже поощряется. Если вы видите, что такая атмосфера преобладает в вашем офисе и ваш начальник действует подобно всем остальным большим начальникам, то вы,возможно, имеете дело с «политиканом». Чем больше поведение вашего начальника отклоняется от общей корпоративной культуры, тем больше у вас рычагов влияния на ситуацию.
Какова репутация вашего начальника среди коллег?
Сталкивались ли они с его трудным поведением? Если да, то как они справлялись с этим? Вы, возможно, уже знаете о прошлых инцидентах между начальником и одним из ваших коллег или же сможете, не привлекая внимания, расспросить тех, кого знаете и кому доверяете, о том, не прошли ли и они через нечто подобное. Но опять же помните: ваша задача —установить факты, а не искать утешения во взаимных жалобах.
Какова частота смены подчиненных вашего начальника?
Чем меньше, тем лучше. Ясно, что если вы обнаружите, что ваш начальник за последние два года сменил шесть помощников, то это значит, что другие его подчиненные помимо вас не смогли сработаться с ним по причине его иррационального поведения.
Принимает ли начальник ответственность на себя, когда делает ошибки, или пытается отрицать свою вину и возлагает ее на других?
Способность сказать: «Я виноват: дал вам неверные цифры, и потому пришлось переделать эту работу» — многое говорит о его отношении к подчиненным, о характере его эго или его расчетливости.
Содействует ли начальник карьерному росту персонала, давая подчиненным ответственные задания и вознаграждая за хорошую работу, или же он влезает во все мелочи, чрезмерно контролирует и ограничивает их карьерный рост?
Если он не допускает передачи своих полномочий подчиненным, увеличения степени их ответственности и размеров их вознаграждения, то эти особенности указывают на его нарциссический характер.
Допускал ли в прошлом начальник случаи унижения, оскорбления своих подчиненных? Делал ли он это публично или без свидетелей?
Опять же вы могли бы узнать о конкретных инцидентах от своих коллег. Или же, если ваша работа включает регулярные совещания — ежемесячные редакционные встречи, отчетные утренние собрания ит. п., — значит, у вас уже были возможности наблюдать отношение вашего начальника к подчиненным.
Не переживает ли босс сложную жизненную ситуацию или стресс от работы?
Конечно, не так легко узнать, что он испытывает финансовые трудности или от него ушла жена, что у него, например, сын-подросток связался с преступным миром, но вы, возможно, слышали какую-нибудь новость подобного рода. Более очевидным может быть стресс, связанный с его работой, — изменения в высшем руководстве, падение уровня продаж,запаздывание с выполнением крупного проекта, запланированный переезд в новые помещения, потеря ценного помощника. Любое такое внезапное и чрезвычайное происшествие предполагает возможность того, что «хороший парень» окажется под стрессом.
Спокойная деятельность по добыванию фактов о жизни вашего начальника должна быть направлена на то, чтобы иметь четкое представление, каков он и почему именно так он действовал. Сделав выводы, вы будете готовы обдумать свои следующие шаги.
Теперь мы вернемся к Карлу и посмотрим, что он мог бы предпринять после того катастрофического совещания в зависимости оттого, что он понял про своего начальника. Я опишу три возможности. Они определяют три варианта поведения Карла и, соответственно, его дальнейшей служебной карьеры.Наилучшие последующие шаги: как справиться с«хорошим парнем», находящимся под воздействием чрезмерного стресса
Карл в конце концов приходит к выводу, что его начальник является «хорошим парнем». Поработав с ним два года, он понял, с кем имеет дело. Не раз он был свидетелем того, как его начальник передавал свои полномочия подчиненным, делая это толково и заботливо. О нем с уважением отзывались большинство его подчиненных, он с готовностью выслушивал предложения о возможности сделать иначе, в нем не было подлости. Карл считает, что начальник по какой-то причине находится под воздействием чрезмерного стресса, и действительно, один из коллег Карла как-то упомянул, что у жены начальника проблемы со здоровьем. Не только на том собрании, но и в нескольких недавних инцидентах начальник Карла был не похож на себя.
Вполне возможно, что если Карл найдет подходящий момент и обратится к нему не с обвинениями, а спокойно и искренне, его начальник признает свою неправоту. Давайте рассмотрим некоторые важные аспекты общения с «хорошим парнем», который ведет себя иррационально.
Выберите наиболее подходящий момент для высказывания своих забот, возражений или чувств.
Очевидно, что Карл должен выбрать спокойный момент,чтобы обратиться к начальнику со своими заботами, — например, когда он сидит всвоем кабинете и спокойно занят какой-то бумажной работой, а не торопится куда-то на совещание.
Выбор времени для разговора часто определяет,насколько хорошо вас выслушают. Если вы вошли в кабинет начальника во время разговора,относящегося к бизнесу, не начинайте разговор о своих делах, тревогах,предложениях или о своих чувствах, которые мучают вас. Поднимите эти вопросы на отдельной встрече, когда ваш начальник сможет на них сосредоточиться. С другой стороны, если вы оказались в его офисе для обсуждения деловых вопросов, то после окончания разговора вы можете, если он в хорошем настроении, сказать: «У вас не найдется минуты, чтобы поговорить на другую тему?» Если он не согласится, оставьте это дело, если согласится — говорите. Но всегда спрашивайте разрешения.
Будет разумно не начинать этот разговор слишком поспешно. Вам совсем не нужно добавлять свои тревоги к тем тревогам, которыми ваш начальник и без того перегружен. Если вы дадите ему время — день или два,возможно, он придет в себя, осознает свое неподобающее поведение и, может быть,извинится.
В подходящий момент заведите речь о вашем деле, но сохраняйте примирительный тон.
Во время того катастрофического собрания, при обсуждении нового проекта, Карл держал рот закрытым, однако если бы он решил,что следует время от времени напоминать о своем варианте, то ему стоило бы сдержать свои эмоции и разговаривать о деле в примирительной или дружественной манере. Например, так: «Я в замешательстве. Ведь за два дня до этого вы,казалось, были согласны со мной. Может быть, за это время случилось то, что заставило вас изменить вашу позицию? Благодарю вас за указание на те части проекта, которые мне следует доработать. Я рад, что теперь лучше понимаю задачу, даже если мы пока отложили этот проект на некоторое время».
Изложите все это простым языком, показывая в то же время свою явную заинтересованность в дальнейшем обсуждении проекта.
После этого сохраните примирительный тон и объясняйте дальше.
Карл может предпочесть поговорить о неприятном инциденте с начальником и неофициально, если он почувствует, что сейчас подходящий для этого момент.
Поскольку он пришел к выводу, что его начальник, в принципе, «хороший парень», Карл, по-видимому, может вполне безопасно разговаривать с ним откровенно. Например, он может начать со слов: «Знаете, я озадачен…», дальше продолжить, как сказано выше, а затем добавить: «Я знаю, вы не хотели обидеть меня, но я был бы признателен, если б вы пояснили мне вашу отрицательную реакцию на мой доклад и причину изменения направления работ».
Это был бы умный ход с вашей стороны, потому что этим вы даете понять боссу, что не видите злонамеренности с его стороны.
Посочувствуйте ему.
Подозревая, что начальник находился под воздействием необычного стресса, Карл мог бы добавить: «Я заметил, что все эти дни вы были чем-то расстроены. Не мог бы я чем-нибудь помочь вам, если смогу? Потому что,когда вы чем-то расстроены, это как-то передается и персоналу, хотя я и знаю,что с вашей стороны это непреднамеренно».
Часто такой разговор может облегчить душевное состояние начальника, стимулировать вашу дружескую связь с ним и установить ясные границы дальнейших взаимоотношений. Возможно, начальник сам нуждается в некоторой поддержке. Пусть он знает, что вы готовы оказать ее, но вы предпочли бы, чтобы он не обращался с вами так оскорбительно. Начальник типа «хороший парень», может быть, поймет это и примет к сведению.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Как унять начальника и защитить себя
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат