Супервайзер – одна из тех должностей, которые принесла в нашу страну волна рыночных преобразований 90-х. Как и в случае употребления других "иностранных" терминов, мудреное словечко прижилось быстро, но от этого не стало более понятным. Между тем, ничего особо загадочного в этой должности нет – достаточно сложно определить лишь сферу ее компетенции. Попробуем расставить все точки над i и заодно рассказать будущим супервайзерам о некоторых тонкостях их работы.
Для начала следует понять, что «супервайзер» – это не профессия, а должность, непосредственно не связанная ни с одной отраслью. В буквальном переводе с английского supervisor – это надсмотрщик, надзиратель. Естественно, для русского человека такой перевод первым делом вызывает мрачные тюремно-каторжные ассоциации. Действительно, слово supervisor применимо и для должностей в уголовно-исправительной системе, однако в отличие от русского языка в английском это слово употребляется в значительно более широком смысле. Супервайзер – это должность, связанная с контролем работы чего либо или кого либо. Супервайзером может быть и школьный инспектор, и научный руководитель у аспирантов, и даже член городского правления, пишет автор JOB.RU.
В современной экономике, однако, это наименование имеет более узкое значение – так называют руководителей низшего ранга, прямой обязанностью которых является контроль за работой линейных сотрудников. Супервайзеры появилась в 70-х годах XX века в США, в этот период для оптимизации процесса управления кадрами и повышения производительности труда руководители корпораций стали выделять отдельную должность для контроля деятельности персонала. Супервайзер – это не просто человек с блокнотом, «око» высших менеджеров: в его функциональные обязанности входит служебное инструктирование, собеседование с соискателями рабочих мест и новыми работниками. Кроме того супервайзер чаще всего несет личную ответственность за работу вверенного ему подразделения.
Сержанты или бригадиры?
Казалось бы, супервайзер – должность управленческая, пусть и на уровне низшего звена. Но нет правил без исключений, а что касается работы супервайзера, то здесь исключений больше, чем правил. Поскольку исторических традиций работы супервайзера в России нет, в современном отечественном бизнесе функционал этой должности чрезвычайно размыт. В некоторых компаниях так могут действительно называть полноценных руководителей низшего и даже среднего звена. Однако чаще всего супервайзер – это управленец с ограниченными полномочиями, не имеющий права нанимать и увольнять сотрудников и самостоятельно распоряжаться бюджетом. Как правило, в подчинении у супервайзера находится небольшая группа работников – от 5 до 10 человек, реже 20. Если проводить аналогии с вооруженными силами, то должность супервайзера примерно соответствует званию сержанта, руководящего отделением. Сходство это не случайно. Рабочий коллектив численностью 20 человек – это предельный размер подразделения, работой которого без посредников способен руководить один человек без потери эффективности и с сохранением контакта с каждым подчиненным.
В статьях, посвященных должности супервайзера, приводится другой, уже штатский ее аналог, хорошо известный еще в СССР – бригадир. Главное отличие бригадира и супервайзера в том, что бригадир – это рабочая специальность, включенная в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) работ и профессий рабочих. Супервайзер же – лишь должность, в ЕТКС никак не обозначенная. Однако в остальном сходство действительно имеется. Бригадир работает на освобожденной основе, целиком посвящая свое время руководству производственным подразделением. В числе других функциональных обязанностей бригадира, а по факту, и супервайзера:
Обеспечение своевременного выполнения бригадой утвержденного плана работ.
Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями.
Инструктаж и обучение рабочих бригады по применению рациональных приемов и методов труда.
Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ.
Устранение причин, вызывающих снижение качества работ.
Учет объема выполненных работ и оценка их качества.
Работа не для белоручек
В отличие от сержантов и бригадиров, супервайзер может осуществлять свои функции и внештатно, особенно если постоянный контроль за работой подразделения не требуется. Это касается, например, промо-акций. Что же касается отраслей, то должность супервайзера могут носить инструкторы, менеджеры низшего звена, ревизоры, офис-менеджеры и даже просто более опытные сотрудники в однородном коллективе. Поскольку функционал супервайзера сводится к осуществлению контрольно-управленческих задач, никакого специального образования для этой должности не требуется – необходим лишь опыт работы, харизма и управленческие навыки. Управленцы нужны в любой многоуровневой структуре с многочисленным линейным персоналом.
В условиях современной российской экономики супервайзеры чаще всего востребованы в сфере продаж для обозначения специалиста, контролирующего работы промоутеров (специалистов по продвижению товаров и услуг), торговых представителей и мерчандайзеров. Этот термин используется и в «сетевом маркетинге» – так называются работники, достигшие определенного уровня в пределах своей «сети». Тот факт, что супервайзеры очень часто вырастают из числа рядовых сотрудников, особенно важен, так как им иногда приходится выполнять работу своих подчиненных. Несмотря на то, что супервайзер, как и бригадир, работает на освобожденной основе, он не имеет менеджерского статуса, дающего ему моральное право только «сидеть и командовать». Более того, как раз менеджер-то и спросит с супервайзера за снижение производительности труда. Так что работа супервайзера – не для белоручек.
Должность супервайзера – отличная стартовая позиция для дальнейшего карьерного роста. Грамотный супервайзер имеет все шансы занять официальную менеджерскую позицию и среднего (начальник отдела), и высшего звена (управляющий магазином, заместитель директора по продажам). Прохождение курсов менеджмента и маркетинга отнюдь не помешает супервайзеру в его работе, однако в его деле важнее опыт и талант руководителя, нежели красивые «корочки». Многие работодатели предпочитают брать на эту позицию молодых людей, уже отработавших на низовых позициях, поэтому супервайзером сложно стать «с нуля».
Супервайзеру с его минимумом полномочий и максимумом ответственности как никакому другому руководителю важно знать психологические секреты работы с сотрудниками. Новичку в этой должности, да и любому руководителю, начавшему работу с нуля, можно порекомендовать «Рабочую книгу супервайзера». Автор – Николай Дорощук – знаком с этой профессией и приводит много интересных примеров того, как стоит и как не стоит вести себя начинающему руководителя торговых представителей. Значительная часть советов и наблюдений лежит скорее в области психологии управления, что особенно ценно для руководителей любого ранга. Например, головной болью многих руководителей, внезапно оказавшихся в этой должности, является сопротивление подчиненных. Полбеды, если руководитель – человек в коллективе новый, значительно сложнее выстроить отношения в том случае, если начальник еще вчера был рядовым сотрудником в той же команде. Тут вспыхивает и зависть («почему он, а не я?»), и неспособность принять человека в новой роли, и желание выбить себе «по старой дружбе» те или иные бонусы. Автор книги советует человеку, оказавшемуся в такой ситуации помнить четыре тезиса:
Осознавать свою власть и не стесняться применять ее в разумных пределах.
Четко определить круг своих полномочий, согласовав этот момент с вышестоящим начальством. Договориться о том, что будет лежать в сфере компетенции супервайзера, а что нет, и никогда не брать не себя ответственность за вопросы, лежащие вне этой сферы.
При первом знакомстве с подчиненными необходимо объявить им о своей власти – спокойно, но без излишнего панибратства, не втягиваясь в полемику.
Постоянно завоевывать власть в трудовом коллективе, в трех ее аспектах – власть должности (уважение к своему посту), власть специалиста (подтверждение своего профессионализма), власть личности (доказательство своей личной успешности и харизмы).
В интернете часто можно встретить анекдотичное с точки зрения человека «не в теме» объявление: «Требуется супервайзер по мерчандайзингу», а в скобках мелким шрифтом: «Старший продавец». На сайтах с анекдотами и разного рода байками это объявление подается как пример абсурдного использования иностранных словечек при наличии отечественных эквивалентов. Такие объявления действительно встречаются в базах данных солидных рекрутинговых агентств. Абсурд? На самом деле ничего абсурдного нет. Мерчандайзеры – это не продавцы, их задача – не продавать товар, а всего лишь размещать его наиболее благоприятным для роста продаж образом. Конечно, если мерчандайзеры работают в штате крупного торгового центра или сети магазинов, контроль за их работой вполне может быть доверен старшему продавцу. Но очень часто мерчендайзеры представляют в торговом центре интересы производителя товаров, и подчиняются своему руководству, а отнюдь не местным продавцам. Работой таких мерчендайзеров руководит отдельный человек, очень часто поднявшийся до этой должности с мерчендайзерской позиции – это и есть супервайзер мерчендайзеров. Можно было, конечно, назвать эту должность старшим мерчандайзером или менеджером по мерчендайзингу, но сути дела это не меняет. Должность есть, есть четкий круг функциональных обязанностей, так что ничего смешного!
Юмор на тему
Работа супервайзера неотделима от постоянного контакта с трудовым коллективом. Супервайзер обязан добиться взаимопонимания с любым работником вне зависимости от национальности, культуры или вероисповедания. Неумение установить контакт с подчиненным приводит порой к комичным, а то и трагикомичным, ситуациям наподобие этой истории, выложенной в интернет:
«Два года тому назад я решил съездить в Шотландию на заработки.
Английский язык я знал плохо, но в фирме, которая подыскала мне место работы, заверили, что знание языка необязательно. Правда, когда были оформлены все документы и заплачены деньги, представитель фирмы все же порекомендовал мне учить английский язык, хотя бы по пять слов в день. Мол, на всякий случай. Я с рвением взялся за изучение языка и стал учить сразу по шесть слов в день. Ко дню отъезда я успел выучить около сотни слов.
В Шотландии я стал работать на мебельной фабрике упаковщиком. В конце первого рабочего дня у меня закончился скотч, которым я заклеивал коробки. Тим-лидер, а тим-лидером был поляк, который немного говорил по-русски, объяснил мне, что скотч можно взять в кабинете супервайзера.
Я постучал в дверь и вошел в кабинет. Супервайзер сидел за столом и что-то подсчитывал на калькуляторе.
– Скотч, плиз, – сказал я ему.
Супервайзер поднял голову и с недоумением посмотрел на меня.
– Скотч, плиз, – повторил я.
Супервайзер с полминуты непонимающе смотрел на меня, а затем спросил:
– What?
– Скотч, плиз, – в третий раз сказал я.
Супервайзер смотрел на меня и молчал. «Наверное, он не понимает из-за моего произношения», – подумал я.
– Ай эм рашэн, – по слогам сказал я. – Ай вонт вэ скотч!
В дополнение к сказанному я провел рукой по горлу: мол, позарез нужен скотч – работа стоит!
– O-o-o, Russian! – воскликнул супервайзер и улыбнулся.
– Йес, йес, рашэн, – подтвердил я.
– О’k, Russian, – сказал супервайзер, встал из-за стола, подошел к шкафу... и достал бутылку виски. Налил полстакана и протянул мне. «Наверное, в Шотландии такая традиция – угощать виски при знакомстве», – подумал я. Я выпил виски, улыбнулся и сказал:
–Скотч, плиз!
Супервайзер удивленно повел бровями... налил полный стакан виски и протянул мне. «Хорошая же у них традиция!» – восхищенно подумал я и выпил виски.
– Фэнкью вэри мач! – сказал я и вышел от супервайзера, так и не получив скотч. Да какой нафиг скотч в таком состоянии!..
Только потом я узнал, что шотландцы называют скотчем не клейкую ленту, а виски. Правда, узнал я это уже на другой фабрике. А с той меня уволили на следующий день».
Статистика
По данным портала JOB.RU на февраль 2011 года, порядка 58% вакансий на должность супервайзера в Москве и Московской области предлагалось в сфере продаж, около 21% – в маркетинге и PR. В целом по России распределение вакансий по отраслям аналогично: 56% – продажи, 18% – маркетинге и PR, 7% – IT и телекоммуникации и электроники, остальное – туристический бизнес, консалтинг, СМИ, образование и наука, рекрутинг. Остальные вакансии располагаются в гостинично-ресторанном бизнесе, общепите, туристическом бизнесе, рекрутинге, СМИ, консалтинге, образовании и науке. Разброс заработных плат, предлагаемым по московским вакансиям, достаточно велик, но все же склоняется к уровню выше среднего: по 47% вакансий предлагается 30–50 тыс. рублей, по 37% – 50–80 тыс. рублей, примерно по 10% вакансий предлагаются достаточно высокие зарплаты – свыше 120 тысяч рублей, и лишь по 5% вакансий – 20–30 тыс. рублей. В целом по России зарплаты супервайзеров по предлагаемым вакансиям несколько скромнее: 38% – 30–50 тыс. рублей, 17% – 20–30 тыс. рублей, 14% – 50-80 тыс. рублей, 13% – 10–20 тыс. рублей.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Сержанты офисного фронта
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Сержанты офисного фронта
Оригинал
Личные деньги